обсуждали на заседании совета по защите прав предпринимателей при областной Палате предпринимателей «Атамекен».
Заявление о крайне сложной проблемной ситуации пришло от грузоперевозчиков. Скопление крупногабаритных автомобилей, многие из которых загружены скоропортящейся сезонной продукцией, приводит к конфликтам среди водителей и даже случаю с летальным исходом – уставший водитель умер.
По мнению руководителя ИП «SV Trans Logistics» Валерия Сусаренко, его опыт международных перевозок говорит, что в отличие от многих стран, включая Чехию, Турцию, Грузию, на пограничном посту «Кайрак» нет нормальной инфраструктуры для ожидающих проезда через границу фур. По его словам, перевозчиков не испугало такое новшество, как введение системы электронной очереди, которая на этом пункте пропуска начала действовать с 12 мая 2025 года. Однако по факту и те, кто имеет талон электронной очереди, и кто его не имеют, стоят в одной линейке. Отсюда и споры, и даже ругань. Было бы разумно, считает В. Сусаренко, производить бронирование электронной очереди только по факту прибытия на границу. Получил свой номер, и жди. А вот где ждать – главный вопрос. Нужна стоянка- накопитель, где можно не только оплатить все услуги, но и удовлетворить насущные нужды.
Руководитель управления экспортного контроля областного Департамента госдоходов Павел Унич категорически не согласен с критикой системы электронной очереди. По его словам, стояние в очереди 2-3 дня – миф, даже при форс мажорных обстоятельствах фуры пересекают казахстанскую границу за 6- 7 часов. Зато по сервису сразу видно, на каком пункте пропуска пробки, и водитель сам может выбрать маршрут движения. Но с тем, что для порядка крайне необходима площадка-накопитель, Павел Унич согласен.
Можно ли ее сделать? Заместитель акима Карабалыкского района Темирлан Ахметов заявил, что свободный участок земли есть, однако нет бюджетных средств для обустройства накопительной площадки. А отдать все дело в частные руки – слишком длинный и проблемный путь. В 2026 году Национальная компания «Каз Авто Жол» собирается реконструировать дорогу к «Кайраку», расширять ее. Поэтому требуется согласование. Как заявил представитель дорожной службы Айдар Хасанов, в будущем году они планируют лишь заказать проектно-сметную документацию…
Вроде, общее понимание необходимости накопителя для фур есть, заметил председатель совета по защите прав предпринимателей Арман Шаменов, значит, надо начинать действовать. Итог подвел старший помощник Костанайского транспортного прокурора Темирлан Рахимжанов. По его словам, на «Кайраке» налоговая служба работает лучше, чем пограничная. Что касается инфраструктуры, то накопитель нужен, а появится ли он и как быстро, зависит от слаженных действий всех госорганов.