В деле воспитания молодого человека и гражданина особую роль играет краеведение. Поговорим об этом с автором ряда книг, создателем школьного музея, учителем истории Пресногорьковской школы Узункольского района Сергеем Николаевичем Виниченко.
Недавно в социальных сетях появилось сообщение, что в курганской типографии «Дамми» вышел «печатный шедевр, — цитирую по интернету, — которым можно, вне всякого сомнения, гордиться, поставить на библиотечную и личную полку. В двухтомник объемом в 1152 страницы вошли пять крупных произведений известного в Зауралье и Северном Казахстане, писателя историка и краеведа Сергея Николаевича Виниченко, созданных за последние годы…».
Чем заслужил столь высокую оценку двухтомник и как смотрит автор на своеобразный итог своих многолетних трудов?
— Какую роль в воспитании молодежи, на ваш взгляд, играет краеведение?
— По моему глубокому убеждению изучение истории родного края стоит в одном ряду с такими мощными инструментами воспитания гражданственности и патриотизма, как классическая литература и искусство.
При этом привязка событий, происходивших в регионе в разные исторические периоды, к общему прошлому страны совершенно необходима. Именно из многочисленных фрагментов локальной истории вырастает мощное древо истории всеобщей.
— А у вас в каком возрасте проявился интерес к изучению истории?
— Антуан де Сент-Экзюпери писал, что «все мы родом из детства». У каждого человека есть на земле место, где он появился на свет, где сделал первые шаги навстречу рукам матери, где пробежал босиком по пыли деревенского переулка, заросшего зелёным спорышом. Это то, что всю свою жизнь человек будет носить в себе, даже за тысячи вёрст от родной земли. Он может лишиться всего – здоровья, богатства, но чувство Родины у него не отнимет никто и никогда.
— Что более всего повлияло на ваше мировоззрение?
— Отвечу на этот вопрос так. На формирование мировоззрения человека особенно влияет ландшафт, в котором он родился и где прошло его детство.
Лесостепь Северного Казахстана – граница между лесом и безбрежной ковыльной степью. Ребенку здесь знаком и запах талого снега вперемешку с дымом костров, принесённый весенним ветром, и печаль птичьего клина, уносящего в небесах свою журавлиную тоску. Ему знакомы и стоны снежного урагана, часто смертельно опасного для путника. Помнит он и вкус холодного березового сока из стеклянной банки. Лучший напиток всех времён, несравнимый с нынешними «соками», напичканными вредными добавками.
В этом процессе очень важна фигура учителя. Мне с ними несказанно повезло – и в школе, и в двух костанайских вузах. Низкий поклон моей учительнице русского языка и литературы Екатерине Ивановне Данилиной. Верю, что она радуется за меня где-то в неведомом мире…
— Поговорим о вашем творчестве. Как и когда вы стали писать?
— Исторические очерки я начал писать в конце восьмидесятых, во время обучения в педагогическом вузе. Нас учили замечательные педагоги – Иван Кондратьевич Терновой, Яков Кузьмич Духин, Борис Михайлович Вольфсон, Сафар Абдугалиевич Колдыбаев, Елена Бертрановна Рубинштейн, Виктор Николаевич Логвин, Яков Григорьевич Солодкин, Василий Семенович Макотченко…Они свято помнили о том, что любое государство должно иметь добросовестных учителей, лишь тогда оно будет иметь хороших граждан. И мы старались стать хорошими учителями, и оправдать их надежды. За, без малого, сорок лет преподавания истории через мои уроки прошли сотни, нет, тысячи учеников. И они никогда не уходили равнодушными к истории страны и малой Родины.
Сферой моих интересов были поиски воинов – казахстанцев пропавших без вести, история переселений, военно-хозяйственная колонизация, империалистическая и гражданская войны, восстания против советской власти, репрессии и так далее. Естественно, все поиски были так или иначе связаны с краеведением.
— Сколько же книг вы опубликовали до выхода двухтомника?
— В бумажном варианте их вышло семь. Они есть в отделе краеведческой литературы областной библиотеки. Правда, в одной из книг была изложена моя личная история в виде прозы – «Растворилась в туманах весна». Почитатель Сергея Довлатова, я решил в подобном стиле написать об учебе в вузах и службе в советской армии. Стихи существуют лишь в виде самиздатовского сборника «Свет» и на сайте Стихи. ру. Кроме того, огромное количество очерков было опубликовано в различных сборниках и альманахах, в том числе и академических.
— Что почерпнет для себя читатель в вашей двухтомной книге «В лабиринтах времени»?
Надеюсь, немало полезного. Но прежде всего я хочу поблагодарить издательство и его директора Игоря Юрьевича Клепинина за возможность публикации книги. У нее прекрасный переплет, отличная бумага, шрифт и качественные фотографии.
Книга состоит из пяти частей. Ранее все они существовали раздельно в виде электронных вариантов и были размещены на сайте библиотеки имени Л.Н.Толстого. В их подготовке большое участие приняла Раиса Ивановна Борисенко, ей особое спасибо..
Читатель найдет в книге большое количество исследовательских материалов по истории края, начиная с середины XVIII века и заканчивая историей совхозов. Здесь же помещена авторская проза в виде рассказов и новелл о прошедшем времени. В общем, есть всё, кроме стихов. Я всегда писал в жанре исторических очерков, в которых есть сюжет, хронология, выводы. Бывает, что сюжетная линия остается без финала – читатель вправе сам завершить повествование, основываясь на содержании. Никаких домыслов – только факты, взятые из архивов и у авторитетных авторов. Безусловно, краеведение предполагает работу со старожилами, изучение писем, дневников, воспоминаний, мемуаров. Но такие источники всегда субъективны, несут отпечаток самой личности, и должны проверяться неоднократно.
Бывает, что ученые, занятые академической наукой, упрекают меня в том, что иногда не видят сносок на источники. Но отягощать краеведческие тексты излишней информацией, не совсем верно. Для меня характерный примером стали произведения Валентина Пикуля – в них нет никаких сносок, но читателя это не пугает, наоборот , пробуждает любознательность. Меня радует, что растет ручеек людей, стремящихся узнать подлинную историю. Расстраивает, что нарождается поколение тик-токеров, за минуту узнавших очередную сенсацию, и принявшие её как истину.
Пять частей книги были написаны за последние четыре года. Особое значение в год 80-летия Победы над фашизмом имеет пятая часть – «В журавлиной стае…». Здесь поместились более тридцати очерков поискового характера о подвигах воинов-казахстанцев.
В кровавых боях наши деды – казахи, русские, украинцы , белорусы, татары и все другие народы страны сломали хребет фашистскому зверю. Монолитная дружба между народами стала фундаментом Великой Победы, благодаря которой мы живем на земле под мирным небом. Забывать об этом никак нельзя.
Скажу читателям КН, что история связывает людей прошлого и настоящего невидимыми узами. Ёмко сказал об этом Лев Гумилёв: «Прошлое не ушло – оно в человеке»
Но, чем крепче человек связан со своей Родиной, тем легче ему жить в современном мире. И краеведение является прочной опорой на его жизненном пути…
-Есть ли что-то такое, о чем вы сожалеете?
— Я часто жалею о том, что не сказал в своё время добрые слова многим хорошим людям – не успел. Еще жалею, что многие книги на полках моего шкафа я не прочитаю – не успею. А ведь каждая прочитанная книга – это заново прожитая жизнь…
— И последний вопрос. Ваши труды как-то отмечены обществом?
-Да, и я благодарен за высокую оценку своего творчества. За свою краеведческую работу я награждён Почетной грамотой Президента РК и орденом православной Церкви, стал лауреатом премии меценатов «Казына.»
-Спасибо за разговор, здоровья вам и творческих успехов…
Беседовал Владимир Моторико