Против лома нет приема?

Более 10 млн тенге потерял рудненский предприниматель из-за ареста груза на казахстанско-российской границе. Налоговики три (!) раза пытались доказать, что он везет «запрещенку» — лом, хотя сами же выдали документ, где товар классифицирован как «части футеровки шаровой мельницы».

Предыстория

ТОО «Промгруппа Меридиан» занимается внешнеэкономической деятельностью не первый год. Процесс отлажен до мелочей, но в этот раз что-то пошло не так.

— Мы закупили у ТОО «KAZ Minerals Aktogay» изношенные футеровки и прочие элементы мельницы, — рассказывает директор ТОО «Промгруппа Меридиан» Виктор Васенин. — Степень износа составляет 73%, они могут быть использованы повторно, о чем у нас есть подтверждение от продавца. Мы уделяем большое внимание вопросам юридической безопасности экспортных поставок, поэтому обратились в Палату предпринимателей Костанайской области для получения консультации о том, как классифицировать товар, чтобы соблюсти все требования таможенного законодательства.

В Палате предпринимателей пояснили, что есть три законных способа экспортных поставок такого товара. Первый — получить экспертное заключение в Торгово-промышленной палате РК. Второй — взять такой же документ в независимой аттестованной организации. И третий — обратиться с заявлением в Правительство для граждан, а именно на портал «Единое окно РК по экспортно-импортным операциям».

Третий путь защитники бизнеса порекомендовали как приоритетный. Почему? В свое время портал был широко разрекламирован как сервис, значительно облегчающий жизнь предпринимателям. Не надо бегать по инстанциям, достаточно загрузить на портал все необходимые файлы. Процесс прозрачный, а главное — исключен человеческий фактор, который, как часто бывает на практике, может дать сбой на любой стадии оформления.

К заявке, поданной через «Единое окно», предприниматель приложил все подтверждения вплоть до фотографий товара. И в начале февраля этого года компания получила предварительное решение о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза с присвоением кода ТН ВЭД.

В документе, электронно подписанном специалистом таможенного органа Серикбаем Умаровым, в графе «наименование товара» черным по белому написано: «Части футеровки шаровой мельницы, стальные, литые, область применения: горно-обогатительные фабрики».

Груз ответственности

Предварительное решение о классификации товара выдается на три года и является обязательным к исполнению. Поэтому, имея официальный документ на руках, директор компании со спокойной душой отправил первую партию груза в РФ.

13 февраля на автомобильном пункте пропуска «Кайрак» сотрудники Департамента государственных доходов все проверили и оформили разрешение на выезд. Однако уже перед шлагбаумом контролер развернул автомобиль под предлогом, что в машине находится лом черных металлов, который был запрещен к вывозу Приказом Министра промышленности и строительства РК от 21 октября 2024 года.

На основании этих «подозрений» машина простояла на границе сутки без всяких на то оснований, а потом была водворена на штрафстоянку.

18 февраля, то есть уже спустя пять (!) дней, возбудили дело об административном правонарушении по статье 463 КоАП РК «Занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без соответствующей регистрации, разрешения или направления уведомления».

Судный день

Машина через границу так и не ушла, зато ушло в суд административное дело. Предпринимателю, по сути, пришлось доказывать то, что уже было признано на уровне государства. Каковы были доводы Управления госдоходов по Карабалыкскому району? Главный аргумент — в договоре купли-продажи между ТОО «KAZ Minerals Aktogay» и ТОО «Промгруппа Меридиан» товар был указан как легированная сталь. Но ведь через границу он пошел уже под новой классификацией…

Это подтвердил и представитель ДГД Серикбай Умаров, который выдал предварительное решение о классификации товара. Свидетель прямо заявил, что груз не является ломом и код товару присвоен верно. Ситуация абсурдная — представители одного и того же госоргана разных уровней не могут договориться между собой, а страдает предприниматель…

Изучив материалы дела, суд встал на сторону ТОО и производство по делу прекратил «за отсутствием в его действиях состава правонарушения». Груз, который на время стал вещдоком, предпринимателю вернули.

Железный аргумент

Жаль, что потерянные нервы не вернешь. Как и убытки, которые успела понести компания. Чтобы минимизировать их и наверстать упущенное, 31 марта Виктор Васенин отправил в Россию уже пять машин. Казалось бы, какие могут возникнуть проблемы? Теперь есть не только все разрешительные документы, но и вступившее в силу постановление суда, доказывающее, что в машине — железно не лом. Но не тут-то было! Автомобили снова задержали на границе.

— Ссылались на то, что нужно, чтобы дал «добро» сотрудник ДГД Костанайской области Павел Унич, — говорит Виктор Васенин. — А какое разрешение им нужно, если у нас уже все документы на руках?

С грехом пополам машины пропустили. Логично предположить, раз уж дело сдвинулось с мертвой точки, то дальше все должно пойти как по маслу. Но снова мимо — отправленные 1 апреля следующие шесть машин застряли на границе уже на неделю.

По словам руководителя ТОО «Промгруппа Меридиан», причину задержания (а груз снова арестовали) ему так и не назвали. Зачем-то у водителей стали спрашивать трудовые договоры, что является прерогативой трудовой инспекции. Потом машины заставили проверить на перегруз, заодно взяв на себя и обязанности транспортной инспекции…

По истечении восьми дней груз все-таки выпустили, выдав документ об отсутствии нарушений. Но… следующую партию груза вновь задержали. И так по кругу — автомобили с деталями мельницы не могут проехать спокойно через границу и по сей день.

Итог печален — товар пришлось забрать под расписку и оставить на хранении в Карабалыке. Предприниматель понес убытки в размере более 10 млн тенге и теперь вынужден объяснять  юристам иностранных партнеров, почему не может выполнить обязательства в срок.

В чем причина «особого» отношения к грузу ТОО «Промгруппа Меридиан», мы попытались выяснить в ДГД Костанайской области. Однако ситуацию обещали прокомментировать позднее.

— Все это выглядит странно, ведь Президентом РК в Послании народу Казахстана было сказано, что тотальная цифровизация значительно упрощает взаимодействие государства с гражданами и бизнесом, минимизирует бюрократию и коррупционные риски, — говорит директор ТОО «Промгруппа Меридиан». — Качество оказания государственных услуг является одним из приоритетных направлений политики. Однако этот приоритет разбивается о человеческий фактор, который сводит на нет весь смысл цифровизации и реформ.

Эти и другие доводы предприниматель отразил в обращениях в администрацию Президента РК и Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции.