Покупка, подделка документов об образовании, говорят, еще практикуется. Возможно. Но и подлинный диплом не гарантирует, что учебное заведение выпустило специалиста.
Слово «специалист» приложения не требует – плохой он или хороший. Если плохой, значит, не специалист. Это к тому, что в научных кругах активно обсуждается дилемма: к Болонской или Евразийской системам образования примкнуть постсоветским республикам. Дискуссионный посыл исходит от России: соседи отказались от двухуровневой системы бакалавриата и магистратуры и перешли на свою модель – базовое высшее образование и специализированное. Вряд ли найдутся последователи. «Бакалавр» и «магистр» – слова красивые, в ходу и оттесняют кандидатов наук в прошлое с каким-то там «фундаментальным образованием» – кому оно нужно при таком кормчем, как искусственный интеллект?
А пока суд да дело, в той же России вдруг, а, скорее всего, не вдруг, родилась инициатива «законодательно обязать медучреждения проверять подлинность дипломов врачей, открыть пациентам доступ к Федеральному регистру медработников». Во имя чего? Во имя защиты жизни и здоровья граждан. Минздрав РФ не обрадовался, ибо есть автоматические механизмы проверки дипломов. Госдума тоже не обрадовалась, а пациентское сообщество подхватило идею и понесло в Интернет. Здесь же, в паутине, поселилась и тоска о хороших инженерах. «Основная масса российских инженеров учится в вузах с низкими требованиями к абитуриентам» – такой вывод сделали в Высшей школе экономики (Россия). При этом технари по ряду причин вошли «в моду», более четверти выпускников профильных российских вузов получают дипломы инженеров. Лучшие из них, есть такое мнение, учились либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге, либо в Татарстане.
Переводить стрелки на другие республики нет смысла. Платное образование везде делает свое дело. Вузы зарабатывают на студентах, сузы – на учащихся, а «доделывают» инженеров или механиков на производстве, где к дипломам зачастую «отношение плевое». Сельхозпроизводство «подбирает» всех, кого городские работодатели упустили из виду или отсеяли. «Да хоть какого ветеринара дайте нам, сами научим, где у коровы молоко», – недавно слышала такой вопль от известного аграрника.
По логике вещей, размышлять о Болонской или иной системах образования, опуская на дно его качество, все равно, что ставить телегу впереди лошади. Но дело-то еще в том, что общество, например, родители выпускников школ, сами уповают на низкие требования к абитуриентам и на платную основу обучения: «выйдет на работу – там научат». То есть каждый пусть занимается своим делом: учебные заведения зарабатывают деньги на свое существование, родители оплачивают учебу, а на работе – учат работать. Безотносительно к Болонской или Евразийской системам. Как-то все устаканилось, прижилось и катится по своей колее. Окончил магистратуру (на платной основе) – есть место на кафедре, учи себе подобных. Сроки обучения солидные: цена обязывает. Разумеется, сказанное выше – не обо всех подряд.








