Театр «АРТиШОК» в Авиньоне

 

Из мировых театральных фестивалей авиньонский, пожалуй,  самый знаменитый. «Avignon Off» — это своеобразная ярмарка спектаклей со всего мира, посмотреть которую в июле съезжаются сотни продюсеров и театральных компаний. За месяц здесь показывают свыше полутора тысяч постановок.

В этом году организаторы, просмотрев множество наших спектаклей, выбрали четыре театра. Про «Театр традиционного искусства» я уже писал.

Из независимых театров выбрали «АРТиШОК», которому в этом году исполняется уже 25 лет.

У организаторов, как рассказывала Анастасия Тарасова, управляющий директор театра «ARTиШОК», были свои требования: «У «Avignon Off» есть своя специфика — все постановки должны быть мобильными, с небольшой труппой артистов, минимумом декораций. На монтаж перед выступлением дается 15 минут, на демонтаж — 10, и это чистая правда. Поэтому далеко не каждый спектакль подходит под такие условия. А Маяковский не только подошел, но и очень понравился команде отборщиков на показе в Алматы».

Поездка театра «ARTиШОК» на фестиваль стала возможной благодаря поддержке Центра развития креативных индустрий «Almaty Creative» и акимата города Алматы.

Театр был во Франции 10 дней и все эти дни был полный аншлаг. Причем, обычной рекламы не было. Актеры раздавали флаеры на улице и приглашали к себе. А потом уже работало «сарафанное радио». Весть о том, что казахстанцы привезли потрясающий спектакль разнеслась очень быстро.

Директор театра рассказывала, что выбрали спектакль  «Конец прекрасной эпохи. В. Маяковский. Облако в штанах» (во французском варианте — «Cabaret «Maiakovsky») не случайно. Тема должна была быть знакома французскому зрителю. А Маяковский-это бренд и в Европе и в Латинской Америке. Может быть, в Африке о нем знают поменьше.

Коллектив театра всегда отличался профессионализмом. Так, художественный руководитель и главный режиссер театра «ARTиШОК» выпускница театральной школы при театре «Бенефис» и факультета искусств СПбГУ Профсоюзов. С 2001 года поставила больше 50 спектаклей в Казахстане, Кыргызстане и России. В театре «STAGES» создала проекты «Состояние танго», «Золотой квадрат» и другие. Единственный режиссер из Казахстана, удостоенный российской театральной премии «Золотая маска» за спектакль «Снегурочка», поставленный в Новосибирске. Является педагогом актерско-режиссерского курса «ARTиШОК».

В своей неординарной постановке «ARTиШОК» обращается к самому знаковому произведению авангардиста — поэме «Облако в штанах», которая была создана во время Первой мировой войны. Нет нужды объяснять, насколько это эпохальное произведение перекликается с сегодняшним днем, когда слово «война» снова стало частью повседневной реальности.

Она отмечала, что создатели «адаптировали спектакль и включили в него французский язык: Антуан Дукравец прекрасно владеет этим языком, а Салим Балгазин выучил часть поэмы Маяковского на французском. Был и английский язык, но, тем не менее, актеры остались в ситуации говорения на казахском и русском, как  в Алматы. И они почувствовали, насколько интересны французскому зрителю не с точки зрения экзотики, а потому что им любопытны фигура и поэзия Маяковского» (https://exclusive.kz/avinon).

. Режиссер Галина Пьянова играет в спектакле роль генерала Гастона Галифе, тирана, усмирителя парижской комунны, чьим именем названы знаменитые военные брюки. Его упоминает в поэме «Облако в штанах» Маяковский. Галина придумала, что ее персонаж объявляет «поэтический захват», берет Антуана, как зрителя, в заложники,  и, тем самым, заставляет его переводить всем несведущим требования Тирана нового времени.

В спектакле много импровизации, юмора, ситуаций от конкретного зрителя, которые не зафиксируют ни одни титры в мире, и эта парочка «высокий и низкий», «плохой и хороший», «русский и француз» справлялась с сиюминутными ситуациями просто блестяще.

К спектаклю на слова Маяковского написали песни. Вся основная текстовая партитура поэмы «Облаков штанах» была переложена в шесть композиций с авторской музыкой. Это огромная работа всей команды, режиссера Галины Пьяновой, художника и бас-гитариста Антона Болкунова, актрисы и певицы Виктории Мухамеджановой, а также Асета Балгазина, который отвечал за медиклавиатуру и саксофон. И, конечно, голос самого Маяковского — исполнитель главной роли Салим Балгазин.
 Думаю, что это тоже было близко французам, выросшим на шансоне.

Выступление во Франции показало, что театр в мире не только не умирает, а по-прежнему вызывает активный интерес. Люди ищут новые идеи и мысли. И, интересно, на что обратили внимание актеры, так это то, что во Франции жива пресса. Люди читают. И газеты, и журналы, и книги. Печатное слово в Европе живо. Их меньше интересует интернет. Ему не очень доверяют.

Может быть, и мы когда-нибудь вернемся к этому?