Токаев обозначил ряд задач на расширенной коллегии правоохранительных органов РК

Текст выступления Президента приводит Акорда. Публикуем его с сокращениями.

«В первую очередь, хочу поздравить всех полицейских и государственных служащих Казахстана с профессиональными праздниками. Служение государству – это почетная и ответственная миссия. Вы вносите важный вклад в обеспечение Закона и Порядка, защиту прав и интересов граждан.

Сегодня, в условиях нарастающей глобальной неопределенности, укрепление общественной безопасности и неукоснительное соблюдение законности обретает особое значение. Поэтому мы впервые проводим совместную коллегию правоохранительных органов. Требуется консолидация усилий всех профильных структур.

С 2019 года количество уголовных правонарушений сократилось почти в два раза. В частности, факты разбоя, грабежей, краж и хулиганства уменьшились в четыре раза, а число убийств – на 30%. На наших улицах стало значительно спокойнее и безопаснее – преступность в общественных местах сократилась на 80%.

В стране разрабатывается специальная программа «Дети Казахстана», в которую войдут все существующие и новые механизмы защиты интересов подрастающего поколения. Проводится большая комплексная работа по противодействую наркомании и наркобизнесу. Только за текущий год ликвидировано 83 нарколаборатории, а количество изъятых из оборота веществ увеличилось на 84%. Ужесточено наказание за производство наркотических средств вплоть до пожизненного заключения.

Однако работа в данной сфере еще не завершена в полной мере, имеются существенные недочеты, нерешенные вопросы, которые угрожают безопасности и стабильности страны. Самая опасная тенденция, волнующая все общество, – распространение наркомании среди молодежи. Это серьезнейшая проблема, которую нельзя игнорировать.

В Казахстане сформирована эффективная система противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, которая соответствует передовым международным стандартам. С 2019 года доля теневой экономики в ВВП снизилась с 23 до 16 процентов. Но пока уровень достаточно высокий. Государство поддерживает и защищает ответственных и добропорядочных предпринимателей. По моему специальному поручению Генеральная прокуратура сопровождает сотни инфраструктурных проектов с иностранным участием на общую сумму 34 триллиона тенге. Однако проблема безосновательного уголовного преследования национального бизнеса полностью не решена. Генеральной прокуратуре следует продолжить работу.

Принимаются системные меры для борьбы с коррупцией. По моему поручению средства, изъятые по решению судов у коррупционеров, направляются на строительство школ. Всего за три года свыше 150 миллиардов тенге передано на возведение 89 школ (61 школа введена в эксплуатацию).

Масштабная и важная задача – последовательное повышение уровня правовой культуры в обществе и совершенствование деятельности правоохранительной системы. Остановлюсь на некоторых ключевых приоритетах этой работы.

Первое. Следует всемерно продвигать принцип «Закон и Порядок». Казахи испокон веков чтили порядок и соблюдали законы Великой степи, это было неотъемлемой частью самосознания нашего народа.

В целом, к развитию правовой культуры граждан нужно подойти комплексно и методично. Для поступательного укоренения идеалов добропорядочности и законопослушания как образа жизни объявляю о начале недели «Закона и Порядка». В ближайшие семь дней нам надо сосредоточиться на укреплении правовой культуры и повышении авторитета правоохранительной службы. Неделя «Закона и Порядка» – это не разовая акция, ее нужно рассматривать как системную меру, важную инициативу по повышению правовой грамотности граждан.

Второе. Необходимо усилить работу по профилактике правонарушений. Преступления случаются там, где для этого есть благоприятная почва. Нельзя бороться только с последствиями преступлений и всех противоправных действий, надо выявлять и устранять предпосылки их возникновения, идти на опережение.

По моему поручению разработан и внесен на рассмотрение Мажилиса проект нового Закона «О профилактике правонарушений». Новый закон позволит систематизировать государственную политику в этой сфере, расширить круг лиц, подлежащих профилактическому воздействию. Такой закон нужен, его следует принять как можно раньше. Прошу депутатов Парламента завершить работу над законопроектом до конца года.

Наряду с законодательными изменениями, требуются организационные преобразования. Назрела необходимость в создании отдельного подразделения в системе МВД, отвечающего за координацию профилактической работы.

Надо скорректировать и систему оценки эффективности правоохранительных органов – она должна учитывать результаты работы по предупреждению правонарушений. Большинство преступлений совершается лицами из неблагополучных семей. Именно на них необходимо направить основной фокус профилактической деятельности. Ключевая роль здесь отводится органам социальной защиты и местным властям.

Многие правонарушения происходят при схожих обстоятельствах, под действием одних и тех же факторов. При должном анализе их можно своевременно предупредить. Другими словами, нуждается в перезагрузке система прогнозирования преступных угроз и противодействия им. Для этого надо в полной мере реализовать потенциал Комитета по правовой статистике и специальным учетам. Данное ведомство не должно быть просто архивом отчетов, оно должно стать мозговым центром, занимающимся ранним выявлением и предупреждением рисков в сфере общественной безопасности.

Требуется задействовать возможности искусственного интеллекта и «больших данных». С этой целью можно использовать наш новый суперкомпьютер, который сейчас готовится к запуску. В целом, нужно продолжить внедрять цифровые технологии и другие передовые решения в сферу обеспечения общественной безопасности. Здесь ключевую роль должно сыграть профильное министерство. Поручаю максимально оцифровать рабочие процессы – это повысит продуктивность работы и снизит коррупционные риски.

Кроме того, необходимо запустить национальную платформу «Безопасный город», которая объединит действующие системы видеонаблюдения с инструментами для распознания лиц, транспорта и анализа поведения граждан. Подобные технологические новации способны предотвратить противоправные действия, укрепить общественный порядок.

Третье. Требуется принять меры для совершенствования уголовно-исполнительной системы. Три года назад состоялся общенациональный референдум, на котором большинство граждан поддержало поправки в Конституцию. В результате реформы было кардинально переформатировано политическое устройство страны. Масштабные изменения затронули и систему защиты прав человека. Создан Конституционный Суд. Получил конституционный статус и расширенные компетенции Уполномоченный по правам человека. Окончательно отменена смертная казнь. Это в полной мере отвечает гуманистическому духу нашей Конституции, которая провозглашает человека, его жизнь, права и свободы высшими ценностями. В этом году мы празднуем 30-летие Основного закона. В связи с историческим юбилеем правоохранительные структуры, депутаты и правозащитники выступали с инициативами о проведении амнистии осужденных. Соответствующий закон был рассмотрен Парламентом и подписан мною. Предстоящая амнистия затронет свыше 15 тысяч осужденных. Около двух тысяч из них вернутся из мест лишения свободы, остальным сократят сроки наказания. Речь идет о лицах, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, в первую очередь, из социально уязвимых категорий: женщинах с детьми, пожилых, несовершеннолетних и других гражданах.

Сегодня назрела необходимость в серьезном реформировании уголовно-исполнительной системы. Она должна быть направленна на перевоспитание осужденных, а не просто их изоляцию от общества. Следует внедрять прогрессивные подходы, стимулирующие их к соблюдению ценностей Закона и Порядка и реинтеграции в общество.

К примеру, в некоторых странах отбывающие наказание лица могут получить так называемые «кредиты на сокращение сроков заключения», если они не имеют нареканий, проходят обучение, участвуют в спортивных и культурных мероприятиях. Правительству совместно с Генеральной прокуратурой необходимо детально проработать данный вопрос. Изучите передовой зарубежный опыт, задействуйте отечественных экспертов.

Другим эффективным способом подготовки осужденных к полноценной жизни на свободе является их трудовая занятость. Здесь у нас тоже есть проблемы, требующие конкретных решений. Пользуясь случаем, хочу призвать наших бизнесменов рассмотреть возможность открытия различных производств при учреждениях уголовно-исполнительной системы. Такое взаимовыгодное партнерство широко распространено за рубежом. Заработанные деньги позволят осужденному встать на ноги после освобождения, а полученные навыки – найти достойную работу.

Четвертое. Нужно шире внедрять принципы сервисной модели в работу правоохранительных органов и укреплять их кадровый потенциал.

Полиция и другие структуры должны быть связующим звеном между властью и обществом. Для этого надо выстроить новую культуру взаимодействия с гражданами, полностью соответствующую нашему фундаментальному принципу: «государство и граждане – единое целое». Безусловно, подвижки в этом направлении есть, но предпринимаемые попытки все еще недостаточно эффективны, потому что нет последовательности. Надо отойти от излишней бюрократии, которая мешает «живой» работе с людьми.

Нужно и дальше усиливать потенциал участкового инспектора, который на практике выступает ключевым посредником между государством и обществом. Особенно ярко это проявляется на селе, где участковый для местных жителей – и защитник, и правовой советник, и, нередко, последняя инстанция, к которой обращаются за справедливостью. Поэтому считаю, что для сельских участковых инспекторов нужно исчислять выслугу лет при присвоении званий в льготном порядке, то есть год службы за полтора. Обращаю внимание акимов регионов на необходимость улучшения жилищных условий и укрепления материально-технической базы участковых на селе.

Предлагаю рассмотреть возможность присвоения ведомственным наградам имен героев, погибших при исполнении служебного долга. Увековечить память о них можно также в названиях улиц и правоохранительных учреждений, тем более такая практика уже имеется.

Имя Халық қаһарманы Газиза Байтасова, героически погибшего при задержании террориста, присвоено одной из центральных улиц и учебному полигону в Таразе. В ближайшее время зрителям представят художественный фильм «Капитан Байтасов» о его жизни и подвиге.

В честь Аскара Забикулина, пожертвовавшего жизнью при тушении пожара, в Астане названы пожарная часть и улица, на которой она расположена. Это настоящие герои мирного времени, которые до последнего дыхания сохраняли верность долгу и присяге.

Мною дано поручение Администрации Президента и Совету безопасности в течение одной недели провести анализ деятельности правоохранительных органов, в котором будут открыто показаны все недостатки и предложены пути решения проблем. Это очень важная работа, которая найдет свое продолжение. В заключение вновь подчеркну, наш главный постулат – «Закон и Порядок». Желаю успехов в вашей работе!»