48-летний житель Карабалыка Миршат Сарсенбаев с того и начал, что заявил: «Ничего не вымогал, ни у кого не требовал деньги».
А обвиняют его в тяжком преступлении – вымогательстве 20 миллионов тенге или взамен денег – дорогостоящей автомашины Shacman. Потерпевшей стороной признано ТОО «Poultry-Agro» (Карабалыкская птицефабрика) в лице его генерального директора Кайрата Маишева. В зале суда предприниматель пока не появился, его адвокат сослался на занятость важными делами.
По словам Сарсенбаева, 5 февраля этого года он возвращался домой из Пешковки и увидел двигавшийся впереди по дороге трактор с необычным грузом. С Карабалыкской птицефабрики в степь вывозили отходы.
— Я стал случайным свидетелем вывоза на мороз полуживых существ. Маленькие цыплята были вперемешку с мусором, как навоз, они отчаянно пищали. Картина была очень тяжелая, я не мог пройти мимо, — рассказывал в суде Миршат Сарсенбаев.
Через день на своей странице на канале YouTub (она называлась «Неудобные вопросы Миршата Сарсенбаева») блогер выложил видео с комментарием тракториста птицефабрики. И задался вопросом «Утиль. Законно ли это?»
По словам Сарсенбаева, его блог существует с 2019 года, на нем он выложил свыше трехсот роликов.
— Я нахожусь между властью и людьми. Люди приходили ко мне, я шел к власти. Мои видео не проходили даром, всегда находили отклик, — рассказывал подсудимый. — С территории того же РОВД убрали, наконец, мусор. Не всем это нравилось, мне и резину на машине резали, и оборудование поджигали… Я хотел, чтобы и теперь на фабрике провели проверку, чтобы такое не повторялось. До этого я просил руководство птицефабрики снять о ней фильм, но меня не пустили. Теперь я понимаю, почему. Может, на предприятии вообще нет перерабатывающего отходы оборудования, и они все вывозят в степь?
Напомним, после сюжета Сарсенбаева в отношении птицефабрики возбудили три административных производства, предприятию пришлось заплатить штрафы на полмиллиона тенге. Сейчас обвинение заявляет, что тем самым блогер нанес птицефабрике материальный и репутационный ущерб.
— 10 февраля я был на работе в ДК, — продолжил рассказ Миршат Сарсенбаев. – Около половины двенадцатого ко мне подошел человек, представился как замдиректора птицефабрики Шишов. Уже только из материалов уголовного дела я узнал, что он – юрист. Сказал, что по моей воле у него много проблем. Я ответил, что не могу удалить ролик, он отражает реальное событие. Шишову разговор не понравился. Он не раз мне предлагал решить вопрос, был навязчив, говорил, что мой труд должен оплачиваться… Я сказал, что остановлюсь тогда, когда на птицефабрике наведут порядок. Что мне деньги не интересны, главное – чтобы производство было безопасным для людей и природы. Но Шишов не прекратил попыток говорить о деньгах. Это были провокации вымогательства. Мне пришлось даже заблокировать его телефон.
По словам подсудимого, следствие хорошо почистило его переписку с Шишовым, оставив то, что ему выгодно и удалив слова юриста.
— Тех записей, где я говорю, что мне ничего не надо, нет в деле. 13 февраля он приехал ко мне ночью, говорил: «Я привез деньги, я привез рюкзак…» Ничего не получилось, так он подкидывает деньги 19-го в мой палисадник, — сказал при допросе Сарсенбаев. – Это месть человеку, который не подчиняется деньгам!
По утверждению подсудимого, когда его схватили, он находился на другом конце поселка. Его схватили, не разрешили позвонить, отказали в адвокате и «начали выворачивать карманы». Понятых пригласили «штатных», полиция их всегда использует. Потом, по словам Сарсенбаева, его повезли домой, начали делать обыск. «Так и не понял, что искали», — утверждает подсудимый. Его машину привезли на территорию РОВД, вскрыли панели, двери, багажник…
— Заместитель начальника РОВД мне сказал: «С вами хочет встретиться аким района, — рассказывал при допросе в суде Миршат Сарсенбаев. – Вся колонна поехала в ДК, зашли за сцену. Там ждали аким, прокурор и начальник РОВД. Аким сказал: «Отдай деньги! Зачем ты это сделал? Прокурор поможет тебе написать, что надо, ну, дадут семь лет, половину отсидишь, вернешься…» Стали угрожать. Начальник РОВД показал запись: «Видишь, тебе перекидывают деньги». Я узнал свой забор. Ответил: «Я ничего не брал! Ищите там, куда кидали». Меня отпустили уже ночью…
Задержали и арестовали Сарсенбаева после того, как он обратился к адвокату по поводу незаконных в отношении него действий.
— Если бы все вернуть, — заявил подсудимый, — я бы так же снял фильм и так же бы его поставил. Чтобы никто не прикрывался словом «депутат», «начальник». Чтобы человек с большим чемоданом все решал. Мы должны думать не о своем кармане, а о будущем. Я горд, что помогал людям и ничего от них не требовал. А обвинительный акт – это сочинение на свободную тему. Нет ни одного доказательства, что я что-то требовал. Кому я нанес ущерб? От меня государству только польза. А вот то, что меня за государственные деньги держат в СИЗО, это ущерб.
На следующем судебном заседании подсудимому будут задавать вопросы прокурор, потерпевшие, судья.