Юбилеи казахстанских театров

 

 

Театральная жизнь в этом году была как никогда  насыщенной. Открывались новые театры, ставились новые пьесы, проходили международные фестивали. Два очень успешно прошли и в нашем городе, оставив неизгладимое впечатление, особенно фестиваль кукольных театров.

В ближайшие дни пройдут юбилеи двух театров. Почему я обратил внимание именно на них? Потому что это 100-летний юбилей знаменитого казахского театра имени М. Ауэзова, с которого и началась театральная жизнь в нашей стране, а второй юбилей-это юбилей очень интересного независимого театра «АРТиШОК».

Казахский театр был первым в нашей стране. Он был создан в Кызыл-Орде в первые годы Советской власти. Собрали скоморохов и акынов со всего Казахстана.. Среди них были Серке Кожамкулов, Курманбек Жандарбеков, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Калибек Куанышбаев, Елубай Умирзаков, Капан Бадыров и другие. Первую пьесу для театра  написал М. Ауэзов -«Енлик-Кебек».. С учетом местных традиций, женские роли в нем играли, как и когда-то в средневековых театрах, мужчины.

Потом Алматы был провозглашен столицей и театр переехал туда. И там впервые у нас появились женщины-актрисы. С 1937 года театру присвоено звание академического, а с 1961 года — имя Мухтара Ауэзова..

В первые годы существования театра режиссёры выдвигались из актерской среды: Шанин, Кожамкулов, Джандарбеков. Над созданием первого репертуара работали писатели АуэзовСейфуллинМайлин. На раннем этапе ставились спектакли, отражающие становление Советской власти: «Красные соколы» Сейфуллина, «Зарлык» Успанова и Утеулина; а также быт старого аула, дореволюционной жизни казахского народа: «Каракоз», «Байбише — токал» Ауэзова, «Бракосочетание», «Хитрый мулла» Майлина, «Малкамбай» Ерданаева, «Торсыкбай», «Айдарбек», «Аркалык-батыр» Шанина.

Репертуар театра был и остается очень обширным и разнообразным. В нем не только пьесы казахских авторов, но и русская и зарубежная классика.

В 2020 театру присвоено звание «Национальный».

13 января в честь юбилея в театре будут играть  «Енлик-Кебек» М. Ауэзова. Уже в новой интерпретации, но, как рассказывал в передаче «Таңғы студио» Бахтияр Кожа, многие знаковые жесты и фразы из прежних спектаклей сохранены. Театр чтит и уважает свои традиции.

Так же, как в России знаковым является МХАТ, такое же значение у нас имеет ауэзовский театр. В нем играли не только сплошь народные и заслуженные артисты Казахстана, но и СССР. В частности, Асанали Ашимов, которого мы недавно потеряли.

Жаль, что здание театра до сих пор находится на реконструкции, но может быть, в новом году она, наконец, закончится.

«АРТиШОКу» в этом году двадцать пять лет. Он был организован тремя актрисами детского театра имени Сац. Вначале это была экспериментальная студия. За эти годы театр вырос, в труппе уже 40 человек. Театр сам построил свое здание. В нем две сцены. Проводятся концерты, мероприятия, выставки. А  каждый спектакль является огромным событием. Часть пьес они написали сами, как, например, «ПРЯМОПОТОЛЕБИ».

«АРТиШОК» объездил фактичес­ки всю Европу, участвовал в уличных фестивалях импровизации в Амстердаме, где партнерами были лондонские, американские и голландские актерские команды. Когда театр играл в Японии спектакль
«Назад, в СССР», в роли немецкой журналистки, которую обычно играла немецкая актриса, в этот раз вышла японка, да и сама постановка тоже шла на японском языке. Таковым было условие фес­тиваля, проходившего в стране восходящего солнца.

Хочу напомнить, что главный режиссер театра Галина Пьянова имеет даже «Золотую маску» за спектакль, поставленный в Новосибирске.

К юбилею театр подготовил «Чайку» Чехова. В отличие от многих других, которые стараются осовременивать классические спектакли и упрощать их, «АРТиШОК» играет пьесу в костюмах 19 века и полностью сохранил чеховский текст. Да, его много. Но мы так отвыкли говорить, обсуждать, делиться впечатлениями!

Почему снова «Чайка»? И на какие вопросы в стотысячный раз ищет ответы небольшой театр в Казахстане в 21 веке? Что важнее: традиция или эксперимент? Талант убивает или возвышает над толпой? В чем смысл жизни и как избежать кризиса: написать пьесу об апокалипсисе или спрятаться в небольшом поместье за городом и ловить рыбу в озере? Как научиться жить в мире, где «хейт» и «отмена» становятся нормой? Снова поставить спектакль, и начать его с текста «Люди, львы, орлы, куропатки, рогатые олени…».

Театру двадцать пять. А он только начинается. И снова в поиске. Наверное, это и есть то, что Станиславский назвал «Жизнь в искусстве».

-