Жажда НЕсправедливости

Познание справедливости для человека начинается раньше всех наук – до алфавита, таблицы умножения и контурных карт. Оно духовное, душевное, идейное, выстраданное с пеленок. А жажда того же самого, но с частицей НЕ, материально, витиевато, с душком и склонностью выдавать черное за белое.

Корни слова «справедливость» – славянские. От «pravъ» – прямой, правый, истинный. И родственно однокоренным: «правда», «правило», править (управлять по правде). Это к тому, что давно, а не сейчас, вошло слово в обиход. И ктото же сказал или написал его первым, и этот «кто-то», можно предположить, не от хорошей жизни прибегнул к нему, внес в словари, заставил повторять и переписывать. Как только столкнулась справедливость с частицей НЕ, так и пошло искание прикладного значения слова поэтами, писателями, философами, духовенством… А тем временем частица НЕ вступила в свои материальные права на деньги, жилища, должности, звания, награды, а также на всякие «бренды» – автомобильные ли, надетые ли на себя и на близких себе, упокоившиеся ли в покоях, если высоким штилем… Она, эта частица, все растет, крепчает, звезды с неба хватает, и никто не может ей возразить: нигде не предусмотрено, чтобы возражали.

Секрет успеха частицы НЕ в том, что никто, никогда и ничего не делает с ее упоминанием, она строго за кадром. Может, кто-то бедствует, а кто-то процветает в тени этой НЕ, но это в тени. А на свету все ясно, чисто и достойно. Если кто «вякнет», ему скажут: посмотрите на себя! Вы что, заслужили большего?! Поработайте с наше: посадите огород, кур разведите, и будете как мы. Вообще-то это правильно. И огород, и куры, и гуси, и пуховые козы не дадут пропасть. Если там, где они пасутся, есть угодья, если для их хозяев работают медики, и школа укомплектована учителями, и дороги ровные, и есть рабочее место с зарплатой, и все остальное – как у них, тех, кто говорит, что НЕ умеете жить и работать. Да, есть такие, кто не умеет и не получает, а есть, что умеет, но случись что, бегает с протянутой рукой. И никто не вспомнит это старое слово «справедливость». Оно как бы не при чем. Мне не раз приходилось удивляться: богатые столы накрываются для сытых. У них диета, им форму надо держать, им врачи запрещают есть многое из того, что на столе. Но им накрывают.

А для других «категорий» граждан принят социальный перечень товаров первой необходимости. Они наверняка хотят что-то с того стола, с которого мало что съедают сытые. Но кто же им это позволит? Вопрос риторический, само собой. И автор «взгляда», переживший эпоху всеобщего равенства и братства, а потом с частицей НЕ, отдает себе отчет, что и тогда не учитывали, и сейчас не учитывают простые потребности простых людей. А теперь в инете ахают, мол, за колбасу продались, за ножки Буша. Пришли другие времена, а «что почем» все так же вызывает недоумение и жажду справедливости у одних и с частицей НЕ у других.

Будь я художником, нарисовала бы НЕ в виде железобетонного столба на узкой тропинке – не обойдешь его, не объедешь. А СПРАВЕДЛИВОСТЬ – тонким деревцем, с которого облетают листья. Отодвинул ветку могучим плечом, и пошел дальше…

-