История золотодобывающей промышленности Житикаринского района (продолжение). Начало материала можно прочитать здесь.
Добыча золота: 1917-1934 годы
С приходом в кустанайские степи Советской власти стало возможным продолжить работы по добыче золота, но этот период стал временем преодоления тягчайших последствий империалистической и гражданской войн.
В Джетыгаре шахты разрушились, механизмы заржавели, дома рабочего поселка опустели. Казалось, что к жизни он никогда не вернется…
Молодому пролетарскому государству нужен был металл, поэтому работы, связанные с золотодобычей, все-таки велись.
В отделе научно-исследовательского обеспечения комплектования и экспонирования фондов в г. Житикаре имеется документ, датированный 1917 годом. Автор Д. Н. Соколов в очерке о полезных ископаемых Тургайской области писал: «золото разрабатывается исключительно в Кустанайском уезде; жильное золото добывается из кварцевых жил, пересекающих глубинные, а отчасти и метаморфические породы в Зауральской гряде и к востоку от нее. В районе верховьев Тобола наиболее известны прииски по р. Шортанды, впадающей в Тобол слева от пос. Тургеневского и на запад от пос. Львовского».
1919 год прошел под знаком усилившегося развала производства.
Добыча руды почти совсем прекратилась. Немного работала только шахта № 2. Ввиду слабой разведки добыча золота снижалась.
В 1920-1921 годах на промысле дорабатывались пробитые до революции шахты. Кузнец Александр Акимов, горняки-забойщики Петр Федоров, Михаил Шевчук, Николай Левин, Павел Иванов и многие другие улучшали работу производства, поднимали производительность труда, боролись за выполнение производственного плана по добыче золота.
В 1921 году Джетыгаринское, Айдырлинское и другие прииска объединяются в Джетыгаринско-Айдырлинский золоторудный округ треста «Золоторуда», позже названный «Уралзолото». С этого момента начинается рост золотодобычи.
В 1922 году трест «Уралзолото» организовал Джетыгаринское управление и были начаты поисковые работы по разведке месторождений.
С целью увеличения золотодобычи запускаются эфельный и иловый заводы, работающие на накопившихся за предыдущие годы материалах (прим. эфельный завод — предприятие, которое специализируется на переработке и утилизации отходов добычи полезных ископаемых; иловый завод — сооружение, предназначенное для обработки и утилизации иловых осадков, которые образуются в процессе очистки сточных вод).
В 1926 году объем работ начал расти. Проходится шахта № 3 на линзы 20-47 горизонтов, углубленная в 1930 году до 62 горизонта (прим. горизонт – уровень подземного рудника, на котором ведутся работы).
В 1928 году Джетыгаринское управление было реорганизовано в «Джетыгарзолото». В этом году пробивается шахта № 4 на открытую пологопадающую жилу, работа в которой развертывается в 1929-1930 годах.
Хозяйство рудника значительно пополняется. Устанавливается на старой бегунной фабрике пятая пара бегунов (прим. бегунная фабрика – предприятие, где золото извлекается путем образования сплава с ртутью).
В 1929 году вводится новая амальгамационная фабрика.
В 1930 году закладывается шахта № 6, углубленная в 1932 году на 40 метров. Эта шахта по своей механизации и объему работ занимает первое место на руднике, имея механический подъем, машинное бурение, водоотливные установки на 82-м и 120-м горизонтах.
Все основные горные выработки имеют электрическое освещение. Имеются 4 компрессора производительностью 64 кубометра в минуту. Бурение ведется машинами. За последние годы по бегунным фабрикам значительно увеличилось оборудование.
В 1934 году на новой фабрике устанавливается две пары бегунов Кочкарского типа (прим. бегунная чаша Кочкарского типа была впервые построена в России в 1869 году для переработки руды на Кочкарском месторождении) и три пары чаши Бейльдона, а на старой — пара бегунов Бейльдона (прим. Бейльдон — английский горный инженер).
Электростанция насчитывает пять агрегатов: 2 дизеля мощностью по 480 НР, 1 дизель мощностью 390 НР и два дизеля по 381 НР.(прим. H.P. – horse’s power (англ. яз.) – лошадиная сила).
Теперешняя Джетыгара неузнаваема по сравнению с прошлым. Растут вместе с производством и кадры.
В числе кадров – ударники, знатные люди Джетыгары: сменный техник Калышпай Ержанов, забойщики Касен Кусанов и Караубай Байзаков, заведующий шахтой Никифор Чернаткин, рабочие Анна Кривенко, Яков Клевин, Мендибике Кудайкулова, Григорий Шереметов, Куанышпай Абдуллин, Кияшко, Елеуов, Кожевников и другие.
(В публикации использованы материалы статьи «Джетыгарзолото» Елемесова, опубликованной в газете «Актюбинская правда» в 1935 году.
Редакция благодарит сотрудников отдела научно-исследовательского обеспечения комплектования и экспонирования фондов в г. Житикаре, районной библиотеки за предоставленный материал).
Тогжан ЖАМАНКУЛОВА