Мигранты пожаловались на оралманофобию в Казахстане

Дина Булешова, президент ОФ “Центр поддержки экологических мигрантов Узбекистана”, считает, что в обществе существует оралманофобия, которая может вызвать в дальнейшем острую социальную напряженность.

Об этом пишет газета «Время».

«Я из Приаралья, зоны экологического бедствия. Арал стал высыхать, это грозило здоровью наших детей, поэтому я, как и многие мои соотечественники, вернулась на историческую родину», — рассказывает Дина.

«Разговоры о том, что оралманы получают и тем более каким-то образом мошенничают, получая подъемные, сеют оралманофобию в обществе. О каких суммах речь? Я в 1996 году получила 20 тысяч тенге. На эти деньги можно было купить двух баранов. Почему-то считается, что на эти деньги, которые вы назвали подъемными, мы могли купить себе дома. То, что оралманы раньше получали в Мангистауской области, — в перерасчете на у.е. равно 1300 долларов на человека. Но они этого не видят. 50 процентов уходит посредникам… Там настолько технически отработанная система, задействованы очень большие люди», — заявила Булешова.

По рассказам главы общественного фонда, несколько лет назад в Узунагаше был вопиющий случай. Умерла оралманка, похоронили ее на кладбище, и тут появилась местная женщина: вашим усопшим здесь не место, это земля шапрашты! Братишка со слезами на глазах выкопал сестренку и похоронил в другом месте.

«Нас приняли как… изгоев. В чем мы провинились? Двадцать лет прошло. Сколько из нас можно быдло делать?

Когда у меня решался вопрос о работе в столице, известная в стране умная женщина задала мне решающий вопрос: “Вы какого рода, Дина?”. Я дар речи потеряла. Я считала ее интеллигентным человеком.

Прежде чем звать нас на историческую родину, надо было все обмозговать. Мы просили: покажите нам места, где нас примут, будут ли там рабочие места, пришлите видеокассеты…

Я создала благо¬творительный фонд, не устаю поднимать наши проблемы. Надо в каждой семье хотя бы одного человека трудоустроить. До сих пор есть семьи, где питаются только хлебом и водой. Я писала письма на блог премьер-министра. Да что толку? Сейчас оралманы как притча во языцех. Во всех бедах — Шанырак, Жанаозен, Шымкент — мы виноваты.

Давайте подойдем по-научному, я подберу хорошую группу политологов и социологов. Мы проведем исследования, которые дадут объективную картину. Я давно предлагаю заменить слово “оралман” на ?АНДАС, БАУР. Мы уже 20 лет здесь, ?ойы?дар! Мы патриоты этой страны. Мы уже не оралманы — мы казахстанцы».