«Откровение» — путь к инклюзивному театру

С 1 по 13 февраля в Алматы уже в четвертый раз проходит фестиваль исполнительского искусства «Откровение». Для показа отобраны восемь спектаклей государственных и независимых театров из Алматы. 

 

Гостевую программу составят пять спектаклей из трех стран: России, Армении и Латвии.

Международный Фестиваль исполнительских искусств «Откровение» – на сегодняшний день единственный в Казахстане фестиваль, занимающийся развитием современного театра, а также поддержкой независимых театров и театральных проектов в Алматы. Впервые МФИИ «Откровение» был проведен в 2013 году, при поддержке Управления Культуры г. Алматы. В 2016 году фестиваль вышел на международный театральный рынок и открыл новые горизонты.

В этом году на фестивале “Откровение” работает двадцать наблюдателей из восьми стран. Они не только проведут мастер-классы и лаборатории, но и дадут оценку спектаклям наших театров. Возможно, их мнение и рекомендации станут решающими в дальнейшем продвижении интерес ных премьер. В прошлом году спектакль “Язычники” столичного театра им. Горького был приглашен сразу на три международных фестиваля.

Спектакли во время фестиваля идут практически круглосуточно. Темы современны, актуальны, как и выразительные средства и игра актеров.

Фестиваль открылся спектаклем «Причины жить», который поставил Виктор Немченко в театральной мастерской «Дом Q». История четырех женщин, живших в начале XX века, рассказанная четырьмя актрисами из начала XXI века. Почти три часа героини просто сидят на кухне и делятся друг с другом – рецептами, проблемами, воспоминаниями.

Спектакль Галины Пьяновой «Ұят», театр ARTиШОК по пьесе Натальи Ворожбит, создан под впечатлением от книги Досыма Сатпаева. Тема национальной идентичности, роли традиций в современном Казахстане поднимается языком актуального театра.

«Психоз 4.48», независимый проект. Режиссер Дарья Спивакова объединила в короткой истории самоубийства драматурга Сары Кейн театр художника, пластический театр, театр голоса, театр жестокости. В главной роли – звезда «Чумы в ауле Каратас» и актриса Немецкого театра Толганай Талгат.

Молодой режиссер ауэзовского театра Елик Нурсултан создал собственную инсценировку шекспировского «Короля Лира»-«Лир патша». От классического перевода Абиша Кекилбаева остались только пять персонажей: сам Лир, его дочери и граф Кент. Спектакль по монументальной трагедии в результате длится только полтора часа, Гонерилья, Регана и Корделия наряжены в школьную форму советского образца, а Кент и Лир выглядят как учителя истории и физики. 

Независимый документальный спектакль «Комьюнити» Антона Дукравеца, о паре гомосексуалов. Реальная история двух алматинцев, уехавших в Швецию и попавших там в миграционную тюрьму. Текст пьесы – это переписка одного из героев с автором «Комьюнити». Актеры Антон Дукравец и Ксения Мукштадт буквально с листа – в случае с «Комьюнити» с экранов гаджетов — читают чужие письма, рассказывая публике не столько о гомосексуальности и гомофобии, сколько о дружбе и взаимопомощи и разнице и общности культур.

Пьеса турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина» на фестивале представлена в версии молодого театра «Жас Сахна». Больная для живущих в сейсмически опасной зоне алматинцев тема природной катастрофы в пьесе замешана с вопросами человеческих прав и свобод. 

«Stay true», арт-убежище «Бункер», режиссер – Илья Бобков — еще один документальный спектакль в программе фестиваля. «Stay true» похож на киножурнал: одна за другой следуют истории, которые перебиваются пантомимическими этюдами. 

Спектакль «Ревизор» Немецкого театра (режиссер Наташа Дубс) о проблемах коммуникации народа и власти, что описаны в самой комедии.

Что касается гостей, то зрители увидят московский театр “Балет Москва” со спектаклем “Кафе “Идиот”. Это смешение классического балета и контемпорари денса по известному роману Достоевского. Интерес представляет и постановка санкт-петербургского режиссера Семена Александровского “Топливо”. Обе труппы являются обладателями премии “Золотая маска” прошлого года. Еще будут показаны документальный моноспектакль “Ветлаг” театра ДОК и остросоциальный латвийский “Национальный план развития” театра «Dirty Deal Teatro».

Но, пожалуй, самым большим новшеством фестиваля, имеющим огромное социальное значение, стало проведение 4 февраля лаборатории инклюзивного и социального театра, в рамках которой актеры смогли поработать с людьми, имеющими ментальные нарушения, а затем был показан инклюзивный спектакль гостей из Армении. Театр «NCA.Small Theatre» со спектаклем «Не оставляй»- это пример, когда одновременно выступают и профессиональные актеры, и люди с ограниченными возможностями, и ты видишь в них искренность, простоту, не замечая физических или ментальных недостатков»- рассказывает организатор фестиваля Ольга Султанова.

Идею инклюзивного театра поддержало 6 фондов детей аутистов и страдающих синдромом Дауна. В смешанную группу вошло 100 таких ребят, которые проживают в Алматы.

Куратором лаборатории социального инклюзивного театра «Действуя буквально» является театральный режиссер Борис Павлович из Санкт-Петербурга и художник Ксения Перетрухина из Москвы.

Режиссер Большого драматического театра (БДТ) в Санкт-Петербурге Борис Павлович третий год сотрудничает с Центром «Антон тут рядом», созданным благотворительным фондом содействия решению проблем аутизма. За время этого сотрудничества был поставлен спектакль «Язык птиц» по одноименной философской поэме суфийского персидского мыслителя Фарида ад-Дина Аттара. В постановке играют семь человек с ментальными нарушениями и профессиональные актеры из БДТ, независимых театров.

Попытки организации таких театров в нашей стране были и раньше, но только на уровне самодеятельности, в том числе и в Костанае при Обществе инвалидов. Но без соответствующей подготовки такие театры существовали недолго. 

В частности, в 2012 году в Астане был презентован проект «Театр глухих», который через некоторое время представил свой первый спектакль. Но сегодня этот театр уже не существует.

В Атырау театральный режиссер Камила Досалиева во вспомогательном интернате для детей с ДЦП организовывала театральный кружок. Этим она занималась около года, за который были поставлены сказки «Колобок», «Теремок». После переезда в Алматы по семейным обстоятельствам и этот проект приказал долго жить.

Возможно сейчас, когда за дело возьмутся специалисты, при государственной поддержке ситуация изменится. Ведь добились же мы больших успехов в «Танцах на колясках»!

В соседней России есть прекрасный пример. С 11 по 14 февраля в Москве проводится уже третий международный фестиваль особых театров, а в сентябре 2016 проводился шестой всероссийский.

 

Особый театр зародился в России в конце 90-х — время, когда и до обычных людей дела не было никому, не то, что до инвалидов. 

Основатель и организатор события — Региональная общественная организация социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг». Фестиваль существует более 15-ти лет. За это время в нем приняли участие порядка 500 театральных коллективов. В рамках нынешнего фестиваля на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда представлены три театральных коллектива из Франции, Испании и России. Цель фестиваля — создание и развитие сообщества вокруг феномена «особого» театра. «Особые театры» — это театры, в которых играют люди с инвалидностью различного происхождения — по психике, опорно-двигательного аппарата и других недугов.

Тема фестиваля в этом году — «Театр — выразительность социального тела».

Опыт россиян показывает, что и в этой области можно добиться многого на пути социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, потому что их духовные возможности безграничны.

Оставьте комментарий