80 лет Великой Победе. Звезды на гражданском пиджаке

На всех своих фотографиях он выглядит человеком спокойным, интеллигентным, невысокого роста, стройным, как тополек. Даже дочь его Маржангуль, которую я тут почти дословно процитировал, не может представить его в военной форме. И уж тем более вообразить, за что этому сугубо мирному человеку не раз вручали очень весомые воинские награды.

Все пригодится в жизни

Чтобы был понятен интерес к нему, сразу назову эти знаки мужества и доблести. Солдатская медаль «За отвагу», медали « За оборону Москвы» и «За взятие Кёнигсберга». И сразу два ордена Красной Звезды. Фронтовая специальность – военный медик. Военфельдшер, медбрат, ангел-спаситель, как хотите, так и назовите. А теперь обратим время вспять и посмотрим, как он вырос таким незаметным героем, которого даже близкие люди не могли себе представить с оружием в руках. Ведь он прежде всего врач, ему бинты и шприц как-то привычнее. И все-таки…

Родился Какимжан Валеев в обычной крестьянской семье в марте 1917 года, в колхозе Улгули Убаганского района. Он рано остался без отца, но всегда вспоминал его с теплотой и любовью. Отец его Габдулвали всегда приберегал ему что-нибудь вкусное, а когда доводилось куда-нибудь зимой ехать, сажал его в санях меж ног и укутывал своим полушубком. Будто чувствовал, что скоро все заботы о сыне возьмет на себя его жена Канапия. В 1921 году его не стало, и мама Какимжана оставила домашние дела и пошла зарабатывать трудодни в колхозе.

Она была искусной рукодельницей, хорошо шила, и вечерами умудрялась даже заработать реальную копейку на этом своем умении. Не ради богатства, а для сына старалась, чтобы он не чувствовал себя хоть в чем-то обделенным. А Какимжан закончил в колхозе 7 классов и поступил в Кустанайскую фельдшерскую школу, так тогда назывался нынешний медицинский колледж. Сказать, что учиться ему было сложно, значит, не сказать ничего. Он слабо знал русский язык, а тут в придачу к нему еще и латынь. Ему не раз говорили: ты не сможешь, брось это занятие. Но он смог. Поначалу просто заучивал урок, как стихи, но постепенно освоился, начал вникать в профессию, будто чувствовал, что скоро эти знания будут стоить кому-то жизни.

После фельдшерской школы его отправили на курсы помсанврачей – можете расшифровать и понять это звание или должность. В 1938 году Какимжана призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную армию, а тут и война постучала в каждую дверь. А он всей своей жизнью и не очень пока богатым опытом военного медика был полностью готов к ней. Вполне осознанно и без принуждения вступил в 1942, очень трудном для страны году, в партию. Уже после войны, в мирной годы, он не любил вспоминать все тяготы и ужасы фронтовой жизни.

За доблесть и мужество

Когда его домашние просили рассказать что-нибудь о войне, он отшучивался или приводил какие-нибудь смешные эпизоды. Дочь его Маржангуль, вспоминая эти его шутливые рассказы, даже представитт себе не могла, как это было на самом деле. Но однажды сестра ее Алмагуль уговорила отца прийти на День Победы в школу. И была сама удивлена, увидев его награды на мирном гражданском пиджаке. Откуда такие медали и звезды у военного медика, которому и табельный-то пистолет был положен чисто формально? Они ведь думали, что он тихо – мирно служил где-то далеко от фронта, лечил раненых, утешал покалеченных.

Но к тому времени уже были открыты архивы Министерства обороны Российской Федерации, и каждый мог прочитать подлинные документы военных лет. На сайте «Подвиг народа» они узнали всё, о чем не любил говорить отец. Но даже тогда они с трудом могли совместить в своем сознании облик отца и сухие строки наградных приказов. «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награжден командир взвода санитаров носильщиков 1313 стрелкового полка Валеев Какимжан».

Сколько раненых солдат и офицеров он вынес с поля боя? Сам он никогда не считал и понятия не имел о конкретных цифрах спасенных им жизней. Однажды их было 27 человек, в другой раз – 26. Трудно даже представить, как он мог спасать людей, которые, случалось, были вдвое тяжелее его самого. Нашлись там и вовсе невероятные строки строки о том, как довелось ему отражать контратаку фашистов. В том бою он организовал оборону раненных и при этом троих фашистов застрелил и еще троих взял в плен. А затем вынес с поля боя 26 тяжело раненных бойцов и офицеров.

Его дочь Маржангуль призналась, что заплакала, прочитав эти строки.

Войну Какимжан Валеев завершил в Венгрии в сентябре 1946 года в должности командира санвзвода. Вернулся домой в мирную жизнь, а боевые награды убрал подальше. В 1951 году вместе с Аклимой Сарсеновой создал семью. Они прожили вместе 49 лет, воспитали двух дочерей и сына. «Разница в возрасте между мной и папой,-расссказывает Маржангуль, — была большой, 44 года, но с ним можно было говорить на любые темы.

Фронтовое братство

Он очень любил семью, но никогда не забывал своих однополчан. Фронтовое братство, так это называлось. Одного своего однополчанина, Алексея Бронова, он отыскал в Риге, ездил к нему в гости. Алексей остался в армии, дослужился до генерала. Какимжан вернулся из Риги воодушевленным, как будто даже помолодевшим. Второго своего фронтового друга, Илью Ближенского, он долго искал по всей стране, а тот, оказалось, жил в соседнем районе. Встретились, накрыли стол, потом всю ночь говорили, вспоминали и — поминали, тех, кто не дожил до Победы.

Однажды его пригласили в Алматы, на один из юбилейных Дней Победы. Какимажан поехал, в надежде встретить там кого-нибудь из курсантов школы помсанврачей. Обошел всех приехавших, и не нашел никого из своего выпуска. Огорчился, конечно, но подумал, что может кто-то просто не смог приехать. А вообще День Победы всегда был в семье Валеевых главным праздником. Накрывали праздничный дастархан, звали друзей, пели военные песни.

В мирной жизни ему не раз доводилось менять и должности, и место работы. Начинал заведующим Карасуским райздравотделом, но там требовалось высшее образвание, и он снова поехал в Алматы на учебу. После окончания ВПШ при ЦК Компартии Казахстана его направили в Тургайскую МТС секретарем парторганизации. А это уже продолжение целинной эпопеи, новые люди, новые хозйства. Много у него было разных должностей, часто таких, где за горой официальных бумаг терялся сам человек. Но в любом коллективе он именно человека ставил на первый план, работал с дюдьми так, как привык — интеллигентно, спокойно, уважительно.

Он и на всех фотографиях снят с людьми, родными, сослуживцами, в обычном своем пиджаке безо всяких намеков на награды. С военных веремен сохранилась лишь одна фотография. Там некогда и некому было позировать.

Владимир Моторико

Все фото из семейных альбомов Валеевых