Не секрет, что музыкальная жизнь Казахстана очень насыщенна. И это не только многочисленные официальные мероприятия, посвященные различным событиям и датам, многочисленные сборные концерты наших звезд по поводу юбилеев, детские и взрослые певческие фестивали и шоу по типу «Голос», «Х-фактор» и т.д.
Это и рок, и джаз, и этно, и экспериментальная музыка. К сожалению, она практически не представлена на нашем телевидении и сосредоточена, в основном, в нашей культурной столице.
Поэтому то, что делает канал «Бiлiм және мәдениет»,- это попытка как-то заполнить этот пробел в нашем информационном поле и показать все многообразие творческих исканий наших музыкантов, расширить музыкальный кругозор. А он не должен ограничиваться либо англоязычной музыкой, либо фольклорной, либо попсой.
Канал уже показывал ретроспективу «Джаз-рандеву» наших коллективов и зарубежных, которые к нам приезжают, а многие потом и остаются поработать в Алматы.
С марта запущен еще один проект – «Музыкальный перфоманс».
В аннотации к проекту создатели написали:
«Программа «Музыкальный перформанс» – это не что иное как, музыкальный флеш-моб, представление, которое устраивается не на классической концертной площадке, а в неожиданных местах – общественных территориях. Поэтому каждое выступление – это своеобразный перформанс, нацеленный на получение отклика, реакции. Авторы программы намерены использовать массовые площадки для того, чтобы продвигать красивую казахскую классическую и эстрадную музыку в массы».
Программа идет с марта и продекларированная задача выполняется. Музыканты действительно вышли на улицы и площади Алматы.
На меня очень сильное впечатление произвела группа «iFly» — алматинская экпериментальная группа, образованная в 2011 году музыкантами из альтернативной команды «Эклектика» и вокалисткой группы «Рахат-Лукум» Ксенией Сухомазовой (Хenon).
Более известна рок-группа «Эклектика», созданная в Караганде, которая в 2009 году прошла отборочный тур фестиваля живой музыки Global Battle of the Bands, финал которого проходил в декабре в Лондоне.
А в 2011 была даже на «Центральноазиатском музыкальном фестивале» в Афганистане. А для этого надо было быть совсем сумасшедшими.
Часть музыкантов этой группы: Дмитрий Щеголихин, Евгений Шокер, Анила Балгимбаев и вошли в «iFly».
Интересно, что когда я услышал группу и прочел титры, то не сразу догадался, что солистка с прекрасным чистым голосом Ксения Сухорукова и солистка группы «Рахат-Лукум» одно и тоже лицо. Ее невозможно было узнать ни по голосу, ни по лицу.
Вот что значит, когда человек принимает участие в коммерческом проекте, где из него делают непонятно что, полностью стирая его индивидуальность, и работа в проекте, который ему близок. Не удивительно, что практически все солистки первого состава быстро ушли и реализовали себя в другом. То, что было хорошо для безголосых «Блестящих», явно не подходило для умных и талантливых наших. Кто-то начал сольную карьеру, кто-то ушел на телевидение, а Садвокасова - играть на скрипке в «Улытау».
Ксения родилась в 1982, закончила КазНПУ им. Абая. После «Рахат- Лукум» пришла на телевидение. На вопрос: «А чем ты занимаешься? Что ты делаешь?» она отвечает: «Я работаю звездой». Без ложной скромности. Это реально такая работа – работа звездой.
Она участвует во многих социально-значимых проектах. В частности, в проекте на телеканале «Хабар» - «Қазақшаңыз қалай?». Это было реалити-шоу, нужно было за 100 дней выучить казахский язык. И она его выучила и даже впоследствии вела остальные сезоны. Участвовала в проекте «Особое задание». Такой армейский военный проект. Участников закидывали в армию, они должны были жить три дня на полигоне в палатке, как солдаты. Она была единственной девушкой. Сдавали нормативы: пресс, бег, и все это ей приходилось делать наравне с мужчинами.
С мужем участвовала в проекте «Мой лучший».
При этом она еще занимается домашним хозяйством и осуществляет свою мечту- петь красивую музыку для души.
О группе она рассказывает:
«У нас с «IFly» первоначально была такая позиция: мы не претендовали ни на что. Конечно, нам хотелось давать концерты, но копирку-бренд, каких сейчас много, мы не делали. А вот кавер-бенд - да. Берется песня, полностью переделываются звучание, музыкальный стиль. «IFly» - это экспериментальный проект. Мы делаем абсолютно разную музыку, пробовали рок, но потом решили перейти на какие-то лайт-вещи и пробуем разное. Сейчас мы работаем над таким проектом: делаем четыре песни на казахском языке, они будут все народные, но в современном танцевальном звучании. Для меня «IFly» - это музыка души, потому что мы делаем, что хотим. Есть человек, который пишет нам эту музыку, делает аранжировки, он у нас очень творческий, талантливый и очень эмоциональный. Это реальное творчество. Сидим на записи, придумываем какие-то звуки, бэк-вокал прописываем. Это отнюдь не коммерческий проект, и я очень рада, что, несмотря на это, наше творчество находит отзывы в сердцах людей, у каждой песни есть свой слушатель» (skidomania.kz ) .
Дмитрий Щеголихин известен не только как музыкант, но и как режиссер, рекламщик, дизайнер, фронтмен 3 музыкальных проектов и автор журнала «Культ» - о рецепте выживания в аде корпоративного мира. Он сам снимает клипы, например видеоклип на народную песню "Құсни Қорлан", в котором Дмитрий Щеголихин попытался совместить 2 кардинально разных стиля танца и такое же экзотическое звучание. Снял промо-ролик для новой версии оперы «Кармен» в алматинском оперном театре с рокерами и ревущими мотоциклами, и ролик «Как провожают в Казахстане», к опере «Абай».
Он режиссер проекта «Открывая Казахстан». Наиболее запомнившимся был
социальный ролик «Казахстанцы о Счастье», снятый жителями нашей страны. Они рассказали, что делает счастливыми именно их.
И. конечно, многие в интернете обратили внимание на социальный мультфильм, который высмеивает чрезмерную любовь казахстанцев к "понтам" и снят в рамках проекта "Социальная реклама в Казахстане" .
Не меньший интерес вызывают и другие участники группы.
Поэтому, не обратить внимание на творчество группы с таким составом было просто невозможно.
Да, в отличие от других групп они не поют на непонятном нашей аудитории английском, у них немного своих песен, но в них есть и музыка и смысл. Они взяли за основу казахскую народную музыку, которая сама по себе является, и еще много лет будет являться неисчерпаемой сокровищницей. Зачем писать примитивные мелодии и невнятные тексты, когда мы ходим по золоту. Ксения верно заметила, что каждая казахская песня-это хит. И, как правило, половина зала всегда знает слова. Они просто подают ее в современной и привычной сегодня аранжировке. И песня не становится от этого хуже, потому что ребята высокопрофессиональные музыканты. Трудно определить в каком стиле они играют. Все зависит от характера и смысла самого произведения. Они только прислушиваются к нему и идут за ним. Так, каждый куплет знаменитой песни Абая «Көзімнің қарасы», имеющий свою окраску - что это, если не джаз? И не обязательно сопровождать казахскую народную песню домброй или оркестром народных инструментов. Совсем не обязательно одевать народные костюмы. Народность и современность в самой сути этой музыки.
Состав группы интернациональный. И это еще одно доказательство того, что прекрасное понятно всем и не имеет национальности. И что такое музыка, если не полет души?