Пост посвящен этно -фестивалю «The Spirit of Tengri».
Начинается время фестивалей. И самым значительным, конечно, всегда является фестиваль этномузыки «The Spirit of Tengri».
В этом году он был посвящен 1000 –летию Алматы, и в нем приняли участие группы из 11 стран.
В течение двух дней для казахстанцев под открытым небом выступали «Baba Zula» (Турция), «Айархаан» (Якутия), «TRAD.ATTACK» (Эстония), «Huun Huur Tu» (Тува), DJ Rizzo (США), «Аргымак» (Башкортостан), Екатерина Ямщикова (Башкортостан), «Tilla Török's Band & Holdviola «(Венгрия), «Алдаспан» (Казахстан), DJ Нариман Исенов (Казахстан), «Тиграхауд» (Казахстан), «Roksonaki» (Казахстан), «Sintas « (Китай).
Первыми со своей программой выступили гости из Башкортостана – этно-рок-группа «Аргымак». Художественный руководитель «Аргымаков» Ринат Рамазанов. «Аргымак» много работает над аранжировками для совместного выступления с симфоническими оркестрами, в том числе с оркестром Национальной гвардии России. Музыканты спели свои новые песни, которые можно было охарактеризовать и как этно-рок-н-ролл, и как башкирское регги. Это были и авторские композиции и фольклор в современной обработке, например, песня «Маладэс» («Молодец»), которую башкиры сочинили после войны 1812 года. Также «Аргымак» представил свою вариацию популярной у нас композиции » қара жорға».
Интерес вызвала группа «Айархаан» из Республики Саха (Россия). Три исполнительницы в национальных якутских костюмах продемонстрировали виртуозную игру на хомусе (варгане). Исполнение «Айархаана» характеризуют как авангардный якутский хомус, когда как при помощи хомуса имитировалось пение разных птиц – скворцов, чаек, кукушек.
Творчество эстонских музыкантов «TRAD.ATTACK»– микс современной музыки, рока, эстонских деревенских песен, сопровождаемый звуками волынки и пармобиля (их вариант варгана или как мы его называем шан-кобыза). В своём творчестве музыканты используют фольклорные архивные записи 50-60-х годов, сделанных в эстонских деревнях .Одна из записей это настоящий заговор от змей, другая – песня-приглашение в баню. (Новости Евразии)
Ну, и конечно, новую программу показали музыканты известной казахской рок-группы Aldaspan, которая играет на электро-домбрах.
История создания и развития группы во многом типична для Казахстана. У нас всегда был интерес к року и народной музыке и делались попытки их связать.
Вначале были «Роксонаки», которым в этом году уже 27 лет, потом в 2001 году появляется «Ұлытау», из новых-«TIGRAHAUD», «SHARARAT», но самой уникальной, на мой взгляд, является группа «Aldaspan».
В конце восьмидесятых Тойчиев Нуржан, еще будучи учеником алматинской школы, занимаясь в кружке домбристов школы имени Жубанова, начинает увлекаться тяжелым роком и приходит к выводу, что многие места в роковых композициях похожи на композиции традиционных казахских кюев. Тогда его идея создать рок ансамбль на базе казахских народных инструментов не нашла поддержки у одноклассников. Но мысль о создании группы не оставляла его и через 21 год, в 2009-ом он ее осуществил.
Вместе с Кубековым Муратом, настройщиком фортепиано, он изготовил три первых электро - экспериментальных инструмента. Затем, с учетом полученного опыта, в Москве в 2011, после доработки, были изготовлены три новые домбры. Стиль планируемой группы был выбран сразу- это тяжелый рок. Постепенно перешли и к блюзу и к альтернативному року.
Тематика текстов была ясна с первых дней — это военная, мужская доблесть. Древние, тюркские боевые эпосы, которые просто насыщены звуками боя, отваги и мужества, воспевающие подвиги героев. Все это продиктовало необходимость назвать группу не иначе как «Аldaspan». Что в переводе с казахского означает «тяжелая сабля» (для крушения воинов в доспехах).
Первым кто пришел в новую группу был Максат Хасанов - солист-домбрист консерватории имени Курмангазы. Он пригласил Бахытжана Желдербаева - домбриста и перкуссионщика консерватории, который также успел погастролировать в Германии и ОАЭ. Потом в группе появился Шамшиддин Омаров, которого захватила сама идея новой электронной казахской музыки.
После получения инструментов в 2012 году группа записала альбом с англоязычными песнями на номадическо-военную тематику, в аранжировку были включены мотивы кюев. Несколько песен музыканты отправили на конкурс начинающих рокеров в США, который проводит один из крупных лейблов. В этом чарте ребята заняли второе место. (BNews.kz)
В связи с переездом с семьей в Астану покинул группу в 2015 году Бахытжан Желдербаев.
Дулат заменил Бахытжана с 2015 года.
В 2015 году в связи с решением Нуржана перейти на вокал, в группу пришел Руслан Алписов из группы Зарраза. Теперь состав группы расширен до 5 человек.
Группа успешно принимала участие в различных фестивалях, записала альбомы: «Аттила»(2012), »Токпе Light»(2012), «Улы кош» (2012), «Ельге кайт» ( 2012), «Жол» (2014), «Сеньора Нервозо» ( 2016), а песня "Ай, Мария!" группы "Алдаспан" и кубинского певца Исаака Реала даже попала в хит-парад Radio Metropolitana на Кубе. С ним же они сделали и клип на «Кара жорга" в латиноамериканских ритмах, записали несколько песен на казахском и испанском языке, например, «Дударай».
На фестивале они исполнили 4 композиции, которые можно считать народными- песню 19 века «Жорғатай» в новой обработке, песню «Екi жирен» – об авторстве этой песни о любви ещё спорят, но говорят, это написал Ахмет Байтурсынов. Третьей песней стала знаменитая «Жарапазан» – её пели дети во время мусульманской Оразы, чтобы им давали угощение. «Мы выбрали одну из 8 версий песни, написали рок-аранжировку и посвятили её начавшейся Оразе»-рассказывал руководитель группы Нуржан Тойши. Ну и последняя мелодия – это гениальный кюй «Ақсақ киік» .
Фестиваль еще раз показал, что интерес к народной музыке не утихает. Я не скажу, что появляется все больше и больше новых коллективов. Нет. Но те, кто работает в других жанрах, все равно обращаются к ней, как группа «iFly». А те, кто выбрал это направление, постоянно ищут новые возможности и новые краски, как например, участник последнего «Музыкального перформанса» на канале «Білім және мәдениет» ансамбль « Хассак» .
И это не удивительно, потому что народная музыка-это неисчерпаемая кладовая.