В выходной день еще в начале осени сижу дома и тихонько стучу в ноутбук. Негромко так постукиваю клавишами, стараясь не отвлекаться по сторонам. И тут слышу, как кто-то повторяет мою стукотню, но чуть погромче. Думаю, не иначе как снова дятел прилетел и сел подлечить большой тополь за окном. Редко, но бывает.
Я стучу и на лоджии тоже стучат. В конце концов мне любопытно стало, кто это еще работает, и я присмотрелся. Ну, конечно, это синицы. Не зима еще была, везде полно всякой пищи, но любопытные синицы по привычке наведались в гости. Всю зиму висела здесь кормушка с семечками, весной я ее убрал, а осенью они заранее напомнили о себе. И не просто так, а получив редкое угощение.
Сначала шелестели крыльями по окнам, как бы говоря: «мы здесь, мы снова зимовать с тобой будем». А потом заметили открытое окно на лоджию и заглянули. А там столько добра, что глаза разбегаются. Целых две сетки резаных яблочек досушиваются после дачи. Думал, они как обычно схватят свою добычу и улетят на тополь, чтобы пообедать в привычной обстановке. Ну, сколько яблочек может съесть синица? Смешно даже думать о серьезном ущербе. Но почему стукотень такую развели, чего там долбить в полусыром яблочке? Пара синиц, а столько шума.
Оказалось, ничего они не утаскивали, тихонько так вспархивали, выискивая яблочки с семечками. А когда находили, присаживались на добычу и долбили семечку клювом. Урона никакого и такое ощущение, что друзья заглянули в гости. Скоро уже совсем укроет снегом все, что кормило их летом, и снова потянутся они к человеку. Утром, едва солнце проглянет, стукнет синица в окно и напомнит: завтракать пора. Насыплешь ей семечек, себе кофе нальешь. К обеду кормушка пуста будет...
Это большая синица, летом она у нас в лесах кормится, а к зиме поближе перебирается в город. А вот эти друзья собрались в стайки и улетели туда, где потеплее. Увидел я их в конце сентября, когда еще вовсю шла приборка на даче. Вообще-то в плане птиц довольно скучное время. Нет никого, ни пеночек, ни трясогузок, одни сороки тарахтят по своим участкам. И вдруг какие-то небольшие птички буквально заполнили крону нашей большой сосны. Вроде синицы, но мелкие и не такие яркие.
Я взял фотоаппарат, успел сделать несколько кадров. Они пошумели на сосне минут пятнадцать, похватали на ней всякую мошкару, и пропали. Будто и не было их, и снова только сорочьи очереди вокруг. Показал снимки знатоку птичьих дел, и Сергей Биркле сразу опознал их: это синицы-московки, они же малые синицы. В отличие от больших, которые зимуют у нас, эти улетают к теплу. Ну, а по дороге вот так кормятся и заодно избавляют наши сады от всяких вредителей. Доедают тех, кого не успели съесть пеночки, варакушки и прочие мелкие друзья.
Кто еще зимует с нами? Да много таких, в том числе и поползни, знакомые всем, кто отдыхал в «Сосновом бору». Очень похожие на синиц, там они совсем ручные. Насыплешь на ладонь семечек, встанешь у сосны, и вот он уже сел на ладонь, аккуратно коготки выпустил, в глаза тебе глянул, нет ли подвоха? А потом возьмет семечку и понесет на сосну. Пять минут, и ладонь пуста. Поползни всегда в лесах, ни разу не видел их у кормушки. Видно, нет у них проблем с питанием.
А вот у других пернатых случаются голодные времена. В одну зиму кого только не перебывало на моей кормушке за окном. Воробьи, снегири, дубоносы, чижики, однажды залетел даже дятел. Много было разных птиц, и можно было понаделать немало интересных снимков. Но в душе понимал: не от хорошей жизни эти птицы переехали на зиму в город. Видно, совсем прижали их в лесах морозы и бескормица.
А в городе тоже не мед, деревья вырубают у нас постоянно, под разными предлогами. «Старые они, мы новые посадим». Эти новые, посаженные абы как и без ухода, не доживают даже до ближайшей зимы. Птицам просто не с чего кормиться.
...В минувший выходной вернул я свою кормушку на ее законное место, насыпал семечек. В тот же миг услышал звонкий посвист синицы. Это их разведчик, который постоянно бдит на большом тополе за окном. Подал он голос и сразу же улетел с донесением. Думал, в тот же миг налетят на кормушку гости. Но нет, понадобилась примерно половина часа, чтобы собрать постоянных посетителей. К вечеру кормушка опустела.
А утром, еще в сумерках, птицы снова были на тополе. Скакали с ветки на ветку и поглядывали на окна. Задержишься с угощением, могут и в окно постучать, чего ты там, не проснулся еще? Пока сыпал им семечек, синицы так и вились вокруг и только что на руку не садились. Можно было напророчить по такому поводу насчет ужасной зимы, которая так рано гонит птиц к человеку. Я не буду. По-моему, это просто прилетели друзья, которые хорошо знают это окно и эту кормушку. А какой будет зима, все равно не угадать никому.