Художественная лента «Оралман» режиссера Сабита Курманбекова получила приз за лучший азиатский фильм на 35-ом Международном кинофестивале Фаджр, прошедшем в Тегеране (Иран), передает корреспондент МИА «Казинформ» со ссылкой на киностудию «Казахфильм».
Международный кинофестиваль «Фаджр» является одним из важнейших событий в азиатском кино. Фестиваль проводиться ежегодно, в годовщину победы исламской революции в Иране. Первый фестиваль был проведен в 1982 году. Фестиваль отличается своей гражданской позицией и борьбой за сохранение нравственных ценностей.
У нашего кино на этом фестивале успешная история.
В разные годы в конкурсной программе международного кинофестиваля в Иране были представлены следующие картины производства киностудии «Казахфильм»: «Конечная остановка» Серика Апрымова, «Прощай, Гульсары» Ардака Амиркулова (Специальный приз, 2010 г.), «Студент» Дарежана Омирбаева, «Жаужүрек Мың Бала» Акана Сатаева (Приз, 2013 г.), «Уроки гармонии» Эмира Байгазина (Специальный приз жюри, 2014 г.), «Шал» Ермека Турсунова (Приз за выдающиеся технические и художественные достижения, 2014 г.).
В прошлом году на фестивале «Фаджр» картина «Ореховое дерево» также получила приз «Лучший фильм Азии».
Казахстанская картина «Оралман» была представлена в конкурсной программе «Восточная панорама», где за главный приз боролись 15 полнометражных картин из 12 стран.
Режиссер ленты Сабит Курманбеков не только кинорежиссер, но и сценарист, художник-постановщик, актер.
Родился в селе Чубар Карабулакского района Талдыкурганской области.
Окончил оформительное отделение Алма-Атинского художественного училища, художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности: художник-постановщик кино и телевидения (курсы С. Соловьева; ВГИК, Москва, 1990 г.).
Работал художником-оформителем в Алматы и на киностудии «Казахфильм». Снял документальный фильм «Последнее кочевье», полнометражные фильмы «Суматоха» и «Секер». Участвовал как художник во многих рекламных роликах и музыкальных клипах. Сабит также пишет картины. Провел несколько персональных выставок в Казахстане и за рубежом. Его художественное видение мира не могло не сказаться на графичности видеоряда фильма.
Кинокартина рассказывает о репатриантах, которые были вынуждены покинуть родную страну в 30-е годы и вернулись спустя несколько десятков лет.
Тема достаточно конъюнктурная, но все-таки актуальная сегодня, когда международная обстановка обострилась и все новые и новые наши бывшие соотечественники переселяются в Казахстан.
В центре сюжета - казахская семья, живущая в Афганистане. У старика Базарбая родились дети: сын и дочь, которые уже завели свои семьи. Сын женился на местной пуштунке. Дочь вышла замуж за афганца. Сын Сапаркул воевал в составе моджахедов. Но прошло время, семья Базарбая получает долгожданную квоту на переселение в Казахстан. Семья собирается в дальнюю дорогу. Но замужняя дочь вынуждена остаться.
Далее следует долгий, опасный и трудный переезд в военное время из горного кишлака. Тут и расстрел организаторов кинопоказа в лагере беженцев, и сложная переправа по реке в утлой лодочке, многие вещи, которые мы себе слабо представляем, связанные с образом жизни наших оралманов в других странах. Мы не до конца понимаем, и поэтому не всегда сочувствуем этим людям, преодолевающим сложные препятствия, часто опасные для жизни, чтобы попасть на историческую Родину, о которой помнит только старшее поколение, а молодежь не знает ничего.
Семья достигает границы Казахстана. Мечта старика осуществилась - он пересек государственную границу. Миграционная полиция выдает направление, семья едет жить в село Торе-Там, близ космодрома Байконур. Здесь они намерены построить дом, начать жизнь заново, пустить семейные корни. Начинаются трудности адаптации.
Казалось бы все заранее предсказуемо, хороший конец, благосклонность властей. Распускаются маки, излечивается контуженная немая дочь героя, беременеет его жена, а сам азаншы Сапаркул, уже имея в кармане паспорт с голубой обложкой, призывает верующих к молитве с крыши собственноручно построенной мечети.
Но в жизни все сложнее. И именно эта правда, без лакировки, в нем и привлекает. Взлетающие ракеты вызывают в памяти роман Чингиза Айтматова. Он тоже был о возвращении на родину. О том, как сберечь память и не стать манкуртом, не забыть свой родной язык, когда всех призывают стать полиглотами.
Герой строит свою мечеть. Это символ сохранения тех духовных традиций, о которых говорит президент. О традициях добра, открытости миру и свету, которые можно обрести только на Родине.