В Лондоне завершилась церемония присуждения престижнейшей литературной премии «Букер».
Казалось бы, это событие, которое интересно только узкому кругу читающей интеллектуальной элиты. Зачем это простому народу? То ли дело победа нашей сборной КВН и «Золотой КИВиН» в Светлогоске! Тут есть, чем гордиться!
Но не все так просто. Мы так стремимся в элитный клуб процветающих развитых стран, что должны знать, что нас ждет там кроме экономического процветания. И готовы ли мы к этому?
В этом году премию получил американский писатель Джордж Сондерс. Ему присудили премию за роман под названием «Линкольн в бардо» (Lincoln in the Bardo).
О Сондерсе известно, что он получил степень бакалавра наук в области геофизики, а также степень магистра в области литературного творчества. Он работал инженером-геофизиком в компании, разрабатывавшей методы охраны окружающей среды. Также вел преподавательскую деятельность и параллельно выпускал художественную и научную литературу.
Конечно, это не очень интересно, потому что у нас было много хороших писателей с прекрасным техническим образованием. Достаточно вспомнить братьев Стругацких или Вайнеров.
Замечательнее всего то, что, как отмечают критики, Сондерс является последователем буддийской школы Ньингма. В его творчестве можно найти жизненные убеждения автора, продиктованные буддистскими учениями. И его странное название романа связано как раз с этим. В англосакской культуре много названий типа «Женщина в белом», «Леди в красном», «Жизнь в розовом цвете» и т.д, которые обусловлены ассоциациями с тем, что той публике хорошо знакомо. Вот и название романа объясняется тем, что когда Линкольн оказывается в склепе умершего сына, он впадает в «бардо» — так в буддизме называют промежуточное состояние между жизнью и перерождением. Находясь в нем, Авраам начинает вести беседу с душой погибшего.
У нас название книги переводят по-разному. Есть вариант «Линкольн в промежуточном состоянии», если использовать медицинский термин, то точнее было бы «в пограничном состоянии».
Меня бы это тоже особенно не затронуло. Мы уже читали роман «Вегетарианка», который получал премию примерно за то же.
Меня шокировала даже не сама тема романа Сондерса и то, что за это еще и дали премию. Просто главным героем стал один из выдающихся президентов США.
В последнее время политические события в США заставляют думать, что там не все в порядке с сознанием людей, правительства, президента, политических деятелей и деятелей искусства.
Я считаю патологией любовь американцев к подробностям чужой жизни. Человек, который там чего-то добился, становится объектом нездорового интереса ко всем подробностям его личной жизни, и ему уже нельзя ни шутить, ни смотреть на кого-то, потому что в любой момент могут без доказательств обвинить чуть ли не в государственной измене и довести до тюрьмы. При этом правда никого не интересует.
Что-то подобное мы видим в фильмах и сериалах Первого российского канала. Вначале они прошлись по деятелям искусства, спортсменам, теперь в свете приближения Великой Октябрьской революции взялись за политических деятелей. И без постельных сцен и больных фантазий авторов не обходится и здесь. При этом дело даже не в скандальных выдуманных подробностях, в том, что авторы постоянно уверяют, что изучали исторические документы. Дело в том, что искажается история, принижается и доводится до фарса суть, формируется неверное представление о происходящем.
Известно, что книга «Линкольн в бардо» вышла в феврале 2017 года. Это первый большой роман Джорджа Сондерса. Через несколько месяцев после появления на книжных прилавках он стал бестселлером в США. И это вполне в духе американцев. Как не покопаться в личной жизни одного из выдающихся президентов? И ничего, что спекуляция на глубоком горе этого человека оскорбляет его память?
Сюжет романа завязан вокруг визита 16-го президента США Авраама Линкольна на могилу сына. На создание романа Джорджа Сондерса вдохновил визит в Вашингтон, где ему на глаза попался склеп на холме.
Как сказано в аннотации, события в книге связаны с февралем 1862 года. «Гражданская война длится чуть менее года. Начались серьёзные бои, и нация стала осознавать, что кровавая битва будет длиться ещё долго. В то же время любимый одиннадцатилетний сын президента Линкольна лежит на втором этаже Белого дома смертельно больной. Через считанные дни, несмотря на предсказания о выздоровлении, Вилли умирает, и его кладут на кладбище Джорджтаун. «Мой бедный мальчик, он был слишком хорош для этой земли», — всё время повторяет президент. — Господь призвал его домой». Газеты пишут, что убитый горем Линкольн несколько раз возвращался в крипту в одиночестве, чтобы подержать тело мальчика» (Лаборатория фантастики).
Джордж Сондерс рассказывал в интервью, что его поразила эта история, и он размышлял над идеей книги около 20 лет. Она казалась ему настолько глубокой, что он не хотел портить ее неудачными попытками написания романа. Но, в конце концов, Сондерс решился «взяться за перо».
Джордж Сондерс рассказывает о сверхъестественном мире, где есть, конечно, привидения (правда знатоки английской литературы уточняют, что это все-таки не призраки, а души, что, по их мнению, большая разница), страшилы, которые очень напоминают мир Гарри Поттера. Все они слоняются между могил и борются за душу сына президента. Очень многое напоминает и бал Воланда в «Мастере и Маргарите». Неприкаянные души, словно сошедшие из Дантова ада, никак не могут пройти чистилище, потому что их удерживают земные проблемы и пороки. Роман рассказывается через них, от их лица, и это многоголосное повествование переходит от одного к другому. Основными солистами является трио, состоящее из молодого гея, который покончил жизнь самоубийством после расставания с любовником, пожилого священника и мужчины среднего возраста, который погиб в аварии после бракосочетания с молодой женой.
Вилли, как и другие дети, должен был быстро перейти в другой мир, но он задерживается, потому что его удерживают горе и печаль отца. Трио духов и пытается убедить Линкольна отпустить сына.
Все происходит в пространстве, которое можно назвать сном, но оно сохраняет черты реальности и похоже на тематический парк развлечений с комнатами ужасов, где детей удерживают вьющиеся растения, стрелки компаса все время меняют направление, потому что в жизни нет ничего постоянного. Что-то вроде «Твин Пикса», на котором выросло не одно поколение американцев. Критики из «Гардиан» называют роман экспериментальным. Это действительно довольно экспериментальное чтиво для неподготовленного сознания и ума. Первые страницы приводят в ступор. Все-таки не все у нас любят фильмы ужасов, подобную готическую кладбищенскую фантастику и игру воображения.
Если бы героем романа был выдуманный персонаж, то, возможно, книга мне бы даже понравилась. Но все дело в том, что она о вполне реальном человеке и государственном деятеле, и интерес к книге обусловлен именно этим. Страдания абстрактного человека никого бы не могли заинтересовать. Отсюда и тиражи.
Американцы и европейцы столько боролись за свободу своего личного пространства, его неприкосновенность, уважение! Но при этом при болезненной охране собственного, такое неуважение к чужому! Кто угодно может писать о тебе, что ты думал или чувствовал в тот или иной момент, сделать из тебя чуть ли не героя комикса. И ты ничего не сможешь сказать или сделать.
Я помню, как после сериала о шестидесятниках в одном из интервью интеллигентнейшая Зоя Богуславская, супруга поэта Андрея Вознесенского. робко пыталась сказать, что ничего такого вообще не было. Но кому это было интересно?
Вот уж, действительно, ничего святого, желание сделать шоу из чего угодно, чтобы заработать на этом, прикрыв это еще и философскими или политическими мотивами.
Последние годы на многочисленных шоу, идущих по телевизионным каналам, нас упорно приучают к тому, что перемывать грязное белье других и выставлять напоказ свое-это нормально. Да мы и сами все выкладываем в социальных сетях.
Мы уже вступили на этот путь вслед за цивилизованным обществом. А как далеко мы готовы зайти?