Вирус вирусом, но жизнь продолжается. Люди смотрят телевизор, фильмы, начали читать книги.
В ноябре Ермек Турсунов начал съемки своего нового фильма «Выбор». Тогда еще ничего не предвещало грядущих катастроф, народ радостно готовился к празднованию Нового года. И мы успели его отпраздновать. Китайцы - уже нет.
Ермека представлять особенно не надо. Это человек непростой, слишком заметный своей непримиримостью к разного рода пошлости на нашем экране и в искусстве. И как по-настоящему талантливый человек, который создал произведения, которые стали заметны в мире, он имеет на это право. Достаточно вспомнить, что Ермек Турсунов снял такие фильмы, как «Жат», «Кенже», «Шал», «Келин» и другие. Его работа «Шыракшы» привезла две награды с «Sochi International Film Festival and Awards», а также попала в лонг-лист американской премии «Золотой Глобус».
Его фильмы могут нравиться или нет, вызывать споры, но они всегда сделаны профессионально и несут то, чего нам так не хватает - мысли. Они заставляют задуматься о себе, своих корнях, своем предназначении, своей самоидентификации.
Новый фильм снимается в очередном ауле. Герои все те же простые люди: старики Муссолини, Сарсен, Фатима.
Они всю жизнь прожили в этом ауле, дружат с детства. Они уже вырастили детей и те разъехались по свету. Обычная жизнь с обычными деревенскими хлопотами. Что они видели, кроме труда? У них были простые радости. Они вместе состарились. Постоянно ругаются. Но когда Сарсена прихватывает инсульт, не оставляют его одного в больнице. Они даже тут продолжают выяснять, кто из них прав, но это, скорее всего, по – привычке.
Потом и второго разбивает паралич. И Муссолини уходит.
Что огорчает Сарсена? То, что тот все-таки ушел первым . На что они надеются? На то, что они все- равно встретятся.
«Обобщенно эта картина – символическое прощание с теми простыми и бесхитростными тружениками земли. Подошел их срок, и они постепенно уходят. Они мало чего хорошего видели в своей жизни, но они постарались пронести свой крест безропотно и честно. Я прощаюсь с этим уходящим поколением и хочу сказать им: «Вы были хорошими отцами. Спасибо вам. Можете уходить спокойно. Мы все поняли и постараемся вас не подвести», - поделился Ермек Турсунов.
Фильм мне напомнил повесть Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», которая мне очень нравилась в детстве своим солнечным юмором, пробивающимся сквозь дымку грусти. Это напомнило старые советские грузинские фильмы. У нас с ними тоже было и есть что-то общее. И еще я обратил внимание, что Турсунов часто снимает фильмы о людях, которые уже прожили жизнь. Это и в «Шале», и в «Шырақшы», и в новом. Он снимает не коммерческое кино. Кто еще сегодня будет снимать о стариках?
Ермек, как всегда, нашел самую точную тему и самую болевую точку. И еще задолго до всех этих событий, так что уж кого-кого, но его не обвинишь в конъюнктурности.
Наш президент недавно сказал очень правильные слова о том, что историю делают не спортсмены-футболисты и не звезды шоу-бизнеса. Ее делают ученые и, я бы добавил, и простые люди, которые выращивают хлеб, скот, дают жизнь целым поколениям, хранят традиции, мудрость.
Сегодня они оказались самыми уязвимыми, потому что на их долю выпали испытания: у кого война, у кого перестройка, у кого кризисы. Они восстанавливали и строили нашу страну, поднимали целину, потом привыкали к новому строю, строили уже Независимость. Они растили в это сложное время детей и внуков.
Теперь наша задача им помочь. Они не привыкли просить и обращаться за помощью, многие не умеют пользоваться социальными сетями и новыми телефонами с приложениями. Волонтеров на всех не хватит. Надо просто обратить внимание на своих ближайших соседей и спросить, чем им можно помочь, чтобы они не ходили по гололеду в магазин или аптеки. Это и будет наш вклад в борьбу с вирусом.