Шоу-бизнес переживает сейчас трудные времена, а литература оказалась востребованной.
В конце 2019 года в Казахстане появился новый электронный литературный журнал «Дактиль».
В создании сайта участвовали Открытая литературная школа Алматы (ОЛША) и школа писательского мастерства Ильи Одегова "Литпрактикум".
Самого Илью представлять не надо. Он человек достаточно известный как в Казахстане, так и в других странах. Лауреат нескольких престижных литературных премий. Издает книги и печатается в журналах. Пишет песни. Делает много для развития литературы в Казахстане.
А придумали и создали первый литературный онлайн-журнал "Дактиль" два молодых алматинца Сергей Ким и фрилансер Антон Земель. Оба окончили филологический факультет Тартуского университета в Эстонии. Сергей Ким работал редактором в российских издательствах. Сейчас трудится в издательской платформе Ridero.
"Главная цель журнала – создать площадку, которая бы помогала нашим читателям находить для себя новую интересную литературу, создаваемую в Казахстане, а авторам публиковать свои произведения, не обивая пороги издательств или не обращаясь к российским журналам", – сказал Сергей Ким.
До открытия издания "Дактиль" в Казахстане работал сайт "Proza.kz", который в итоге закрылся. Однако авторы нового журнала видят в задумке "Дактиля" и закрывшемся "Proza.kz" отличия.
"Proza.kz была всё-таки платформа иного формата. Там мог опубликоваться любой желающий, и это была скорее социальная сеть для всех пишущих и читающих людей. Мы же – стандартный литературный журнал, который, надеемся, будет выходить раз в месяц и где предполагается редакторский отбор рукописей", – сказал Сергей Ким.
Авторы объяснили, откуда взялось название журнала. "Мы решили, что в качестве символа казахстанской литературы может выступить верблюд, а его очертания напоминают графическое представление стихотворного размера дактиль (голова – ударение, а два горба – безударные слоги)", – рассказал Сергей Ким.
Тексты в журнале распределены по трём разделам: проза, поэзия, критика и публицистика. Затраты на проект создатели оплачивают за счёт собственных средств ( «Казахстан Литература Алматы»).
Карантин позволил обратить внимание на нашу литературу. И я решил остановиться на апрельском номере журнала.
Мне очень понравилось незамысловатое вступление к номеру:
«Дорогие друзья!
Мы все сейчас живем в странных условиях, в которых, наверное, мало кому из нас прежде доводилось жить. В такой ситуации хороший и проверенный способ поддерживать свой дух — рассказывать друг другу истории, как это делали герои «Декамерона». Надеемся, что истории, рассказанные авторами этого номера, смогут вас утешить и занять».
Содержание номера ( на русском и казахском языках):
Проза
«Попугай в нашем микрорайоне» Данияра Молдабекова
«Рассказы» Юлии Ким
«Заклятие песком и мраком» Дмитрия Маркевича
«Милая старушка» Светланы Люльчак
«Рассказы» Ларисы Калмагамбетовой
«Под килем»Татьяны Черток
«Кольсайские озера» Айны Шиткановой
Критика и публицистика:
«Архетип сада как часть городской мифологии Алматы»Валерии Коротковой
« Что продает твой президент? О «Слоге» и не только» Рамилья Ниязова
«Мен адасып кеттiм» Боты Сулейменовой
Есть даже драматургия- пьеса «Тазик» - Алина Ш.
Набор впечатляет. Темы и жанры тоже очень разнообразные.
Что же касается литературы, то она оказалась вполне в русле мировой современной литературы и европейской и латиноамериканской. Такой постмодернизм.
Автор «Попугая» Данияр Молдабеков долго жил на Кипре. Влияние иностранной литературы в его «Попугае» особенно заметно. Хороший язык. Яркие образы. Но это герои- маргиналы. И дядь Яша, и Химена, и Исмаил. Произведение о том, как один герой сошел с ума, когда в его квартиру залетел странный попугай, а вторая героиня, мечтающая о чистой и светлой любви, встретившаяся с жестокой реальностью, хотела покончить с жизнью, но именно этот странный попугай ее спас.
И мир, в котором они живут, как-то не очень напоминают Алматы, такой солнечный и романтичный. Скорее нищие кварталы Буэнос- Айреса. Бездуховность. Нищета. И попугай-амазон, появившийся неизвестно откуда, который говорит на испанском: «Te echo de menos todos los días! Я скучаю по тебе каждый день, маленькая!» Все как-то сильно напоминает Борхеса.
Это произведение явно рассчитано на западную публику. В нем нет ничего от нашего образа жизни и ценностей. Из деталей только одно: насвай, которым торгует дядь Яша и запах вяленой конины.
Я очень люблю смотреть телевизионную программу «Алматинские истории» на телеканале «Алматы». Она идет много лет. Прошло уже 75 выпусков. Она рассказывает об алматинцах. О династии портных, о мастерах по изготовлению уникальных музыкальных инструментов и о музыкантах, писателях и простых жителях города. Конечно, маргиналы и бомжи тоже есть везде, особенно, когда речь идет о миллионном восточном городе. Но это все-таки не про нас. Семьдесят лет мы жили при советской власти с бесплатным образованием и здравоохранением. У нас менталитет и культура отличаются от латиноамериканских.
«Кармический случай» Юлии Ким тоже оставляет сложное впечатление. Рассказ о девушке, у которой как-то все в жизни не ладится. Ей дают тупую стажерку, которую она пытается вытянуть, и которую в конце концов оставляют в фирме, но героине срезают при этом зарплату.
Второй ее пронзительный рассказ о тяжелобольном человеке, который потерял память и не узнает собственную дочь, потому что она осталась в ней той маленькой девочкой, которой он дарил на Новый год подарки. Она об избирательности нашей памяти, которая пытается сохранить только хорошие наши воспоминания.
«Заклятие песком и мраком» Дмитрия Маркевича- это фантастический рассказ о странном вневременном восточном городе, расположенном в пустыне. Город делится на три разные части. В нем царит тоталитаризм и ежедневно происходят казни инакомыслящих и слышатся призывы к единству. Мальчик мечтает о том, как бы из него вырваться. И рефреном идет «Спите, жители Кызыл-Убара…»- знакомое, как: «Спите жители. В Багдаде все спокойно».
Но что меня особенно потрясло, так это совершенно жуткий рассказ Светланы Люльчак — прозаика, автора литературного канала на платформе Яндекс. Дзен. О ней известно, что пишет с 11 лет. Пять с половиной лет работала журналистом в республиканском еженедельнике «Деловая Неделя». Закончила Открытую литературную школу Алматы (семинар детской литературы и прозы). Закончила магистратуру и ВКСР
(Высшие курсы режиссеров и сценаристов) в КазНАИ им. Т. Жургенова, первый набор, мастерская И. Квирикадзе. Стажировалась во ВГИКе в далеком 2011 году.
Я думал, что после Петрушевской писать что-то подобное невозможно. Люльчак оказалась ее последовательницей. Ее произведение написано в жанре «страшных рассказов», которые, как и хоррор в кино, популярны у некоторой части населения.
Рассказ «Милая старушка» о пожилой женщине, которая оказавшись в тяжелом материальном положении, сначала от голода стала убивать голубей, которые прилетали к кормушке, которую когда-то сделал ее муж, а потом убила и девушку, которая ей помогла на улице. А мясо отвезла на рынок. Просто жуть какая-то! И как милой образованной и вполне благополучной женщине такой сюжет вообще пришел в голову?
Последнее время все больше разгорается скандал после выхода сначала книги, а потом разрекламированного фильма Гузель Яхиной о Зулейхе. Она получила престижную литературную премию, но против выступили не просто представители татарского народа, но и представители интеллигенции как правой, так и левой, и духовенство. Это к тому, что надо думать, о чем ты пишешь и для кого.
Произведение Люльчак было бы актуальным в годы перестройки. Тогда очень любили подобные произведения. Но сегодня, когда пенсионеры часто получают пенсии больше работающих, плюс дотации от государства на оплату коммунальных платежей, и часто помогают и детям и внукам, такое изображение казахстанской действительности вызывает вопросы. Интересно, а своим детям она посоветовала бы прочитать что-то подобное про старушку- маньячку?
Более -менее оптимистичным оказался рассказ Ларисы Калмагамбетовой о женщине, которой ошибочно поставили диагноз «СПИД». Врачебные ошибки у нас не редкость. В конце концов, все кончилось хорошо, но осадок от поведения близких в подобной ситуации остался и у героини, и у меня. Рассказ оказался пророческим. Сегодня, в период пандемии, подобные ситуации уже не редкость. И осуждать людей трудно. Неизвестно, как ты сам поведешь себя в таком случае.
В общем, развлечься, читая журнал, не получилось. Литературное мастерство-это хорошо. Но любые ли больные фантазии надо выплескивать на беззащитных читателей? И так хочется оптимизма. И надежды на лучшее!
Сергей Тарасов