«Бизнес по-казахски» уже превратился в один из самых успешных наших кинематографических брендов.
А серия фильмов с таким названием в настоящий сериал не менее популярный, чем «Звездные войны» или «Гарри Поттер». «Бизнес по –казахски в Корее» собрал больше миллиарда и установил рекорд проката. Нурлан Коянбаев доказал. что отечественное кино конкурентоспособно. А опыт работы в КВН позволяет точно просчитать, какая шутка пройдет, какая нет.
А сюжеты подкидывает сама жизнь, поэтому можно предположить, что фильм будет сниматься еще очень долго, а стран, в которых побывали наши соотечественники, в мире достаточно, лет, как минимум, на сто.
На этот раз создатели не поехали в экзотические страны, а выбрали всем нам родную и хорошо знакомую Турцию, которая многими в нашей стране воспринимается как одна из областей Казахстана, потому что летом здесь все свои, родная еда, знакомая природа и достопримечательности. История Турции, благодаря многочисленным сериалам, знакома лучше истории России или США. Плюс похожий язык с общими корнями. Поэтому не удивительно, что в Турции мы чувствуем себя как дома.
На этот раз Нурлан Коянбаев решил ввести в фильм нового героя. При этом, он выбор актера на эту роль предложил сделать зрителям.
В результате комедия стала яблоком раздора между Жаханом Отаргалиевым и Кайратом Адилгерей, потому что вначале Нурлан предложил роль Жахану, но основным условием поставил владение турецким языком. Жахан согласился и решил взять уроки у Кайрата. Тогда Нурлан решил предложить роль Кайрату. В результате все перессорились. В борьбу включились и звезды шоу- бизнеса. А выбор переложили на плечи народа. Народ выбрал все-таки Жахана- тоже бывшего КВНщика, хорошо знакомого по таким фильмам, как « My love is Aisulu», «Свадьба KZ»,«Кино по понятиям»,«Красавчики до нашей эры»,
«Uilenu kerek»
Нурлан рассказывал, что "Бизнес по-казахски" как идея понравилась в Турции. Они хотят снять "Бизнес по-турецки", от нас будут продюсеры, сценаристы, от них – режиссеры, операторы, актеры. С турками контрактов еще нет, но мы уже выслали турецкую версию сценария, провели две встречи в Стамбуле, и скоро предстоит еще одна, самая важная. По секрету: им понравились два фильма – "My love is Aisulu" и "Бизнес по-казахски". "Айсулу" им даже больше понравился, видимо, турки любят романтику».
Что мне нравится в новом поколении казахстанских кинематографистов?
Это романтика и убежденность, что если чего-то хочешь, то этого можно добиться, даже не имея необходимых средств, и самое главное, в этом можно убедить других.
Нурлан начинал снимать кино не имея государственной поддержки, на свои. Он продавал свои квартиры и семьи, машины свою и машину родителей. Успех никто не гарантировал. Была уверенность и авантюризм.
Он рассказывал, что когда они в первый раз приехали в Найроби, то представители местной компании, которая снимает фильмы с иностранцами, запросили у них 900 тысяч долларов. Узнав, что у нас всего 150-200 тысяч, они долго смеялись. И вот когда они уже собирались улетать ни с чем, в отель приехала бабушка, которая раньше снимала фильмы про животных, и предложила нам свою помощь. Они сильно рисковали, отправив ей задаток в 100 тысяч, а когда вся команда прилетела в Кению, в аэропорту их встретила эта бабушка вместе с накачанными ребятами на одиннадцати машинах, даже один охранник был с калашниковым. А фильм они снимали на чайной плантации, которая принадлежит брату этой деловой бабушки.
Что мне в них нравиться?
Умение находить общий язык с самыми разными людьми и находить своих соотечественников, которые уж точно никогда не откажут в помощи.
В съемках «Айсулу» ему помог Эркен Ялгашев, который уже лет двадцать работает в Голливуде и является директором Тагавы. Он знал, что у Нурлана нет денег на приглашение звезд. Но звезды сами решили у него сняться.
Творческие люди в любой стране мира понимают творческих людей. Хотя порядки там, в США, другие, и оплата почасовая, и все точно следуют договорам, и все контролируют профсоюзы. Мы до этого еще не доросли. Нас возбуждает сам процесс творчества. А там просто так рисковать жизнью и временем никто не будет.
Что мне нравится в этом новом поколении, выросшем вроде бы уже при капитализме? Патриотизм. Они не собираются никуда уезжать. Они доказывают, что в «Форбс» можно попасть и здесь. И не надо метаться: спокойно на западе или в Корее- туда на заработки, там рай. А если коронавирус, то самолетами назад на родину, отсидеться. Потом чуть утихло-опять за рубеж. И так до бесконечности.
Нурлан снимает о нас и для нас. Все деньги вкладывает в развитие кино, чтобы делать все лучше и лучше. За много лет только один раз свозил семью на Мальдивы, о которых мечтала жена. Все в работе.
И он мечтает о том, что когда закончится эта эпопея с вирусом, люди опять вернутся в кинотеатры, чтобы посидеть, похрустеть попкорном и вместе, сопереживая с другими, посмотреть что-то хорошее и доброе. Будем надеяться и верить, что эта его мечта осуществится.
Сергей Тарасов