Мы долго жили без особых потрясений в строящемся обществе потребления. Пороки и атрибуты этого общества тоже перекочевали из западной культуры на наши экраны.
Нам стало нравиться смотреть или участвовать в том, что может пощекотать нервы, если это, конечно, безопасно.
Жизнь предоставила нам эту возможность попереживать, испугаться и получить вполне реальные потрясения. Пандемия оказалась покруче выдуманных страшилок.
Конечно, все это нащло свое отражение в кино. Фильмов ужасов в нашей стране не так много, как комедий, или сериалов про врачей, которые заполнили все экраны, но они все-таки есть и продолжают сниматься.
Напомню небольшую историю этого жанра в Казахстане.
На рубеже девяностых и нулевых появились первые два фильма: «Грим», в котором на съемках фильма по сюжету происходили настоящие убийства, и «Полигон», о молодых солдатах, оказавшихся на закрытом полигоне.
Потом появился «Заблудившийся»- фильм нынешнего директора «Казахфильма», успешно снявшего «Томирис».
В 2014-2015 появились фильм «М-Агент» Еркина Ракишева, (в этом ужастике он рассказал о злом духе, живущем в одноименном с фильмом мессенджере. На поверку дух принадлежал убитой женщине, которая с помощью мессенджера заманивала в смертельные сети виновников аварии, в которой она погибла), и фильм «Фуга: дорога в никуда».В нем главная героиня страдает диссоциативной фугой, редким диссоциативным психическим расстройством, характеризующимся внезапным, но целенаправленным переездом в незнакомое место. Оказавшись на новом месте она забывает о себе практически все. Героиня прячется, как ей поначалу кажется, одна в лесу. В этом фильме уже была попытка создания гнетущей атмосферы.
За последние два-три года появились еще «Проявление», «Караман», «Во мраке», «Заклятие оракула», «Каракоз».
Фильм «Во мраке» чем-то напоминает историю о «проклятом месте», находящемся в наших горах, что-то типа истории про перевал Дятлова, расследование которой никак не закончится уже много лет.
Фильм «Заклятие Оракула» довольно интересно раскрыл тему психологических атак. Это была попытка психологического триллера с элементами ужаса.
Историю, стилистическую схожую с западными «домашними» ужастиками, где кошмар творится в странном доме, создали Нурлан Батыров (выступивший продюсером) и Нияз Абдыгаппар (режиссер) в фильме 2017 года «Проявление».
Они тоже увлеклись созданием атмосферы, забыв о сюжете.
Вообще у нас очень любят использовать готовые темы и сюжеты. Примером может служить дебют выпускника столичного института искусств Даулета Ауелбекова, решившего населить столицу ходячими мертвецами. Но в фильме про зомби мало одних зомби, нужен герой. Героев в «Селфи с мертвецами» нет, есть шатающаяся по городу компания странных незнакомых между собой людей без логики и мотивации.
Еще один снятый в Нур-Султане хоррор-триллер «Последняя невеста» Берика Ошакбаева, на этот раз о маньяке, о том, как девушка, ловившая попутку, оказалась в руках маньяка.
В 2018 Динияр Акчабаев снял фильм «Во мраке»
История о том, как шестеро бездельников едут в горы (как в «Карамане»), сталкиваются с подозрительным лесником (как в «Карамане») и умирают от воздействия потусторонних сил (как в «Карамане»).
Поскольку долго дрожать у нас не могут, то казахстанский режиссер Жанибек Жанкараев в своем новом фильме «Паранормальное наследство» решил все-таки внести элементы комедии.
По сюжету картины воспитанник детского дома Мурагер вынужден выживать на улицах. Устав от своей тяжелой доли, он решает наложить на себя руки. Но тут в его судьбе появляется адвокат Анель, которая долго искала парня, чтобы оформить на него особняк, оставленный ему в наследство отцом. Когда Мурагер въезжает в дом, запускается цепь странных событий, не поддающихся логическому объяснению. Получилось смешно и не очень страшно.
И вот теперь новый сериал «2 подъезд 6 этаж».Мираса Толеуханова, автора фильмов «Петля» и «Карта мечты». Он, как многие у нас, закончил школу-гимназию, поступил в Университет Международного Бизнеса в городе Алматы. По специальности финансист. Но будучи по своей натуре творческой личностью, не стал зарабатывать на жизнь в этой сфере и занялся искусством.
Он удачно дебютировал, поднимая социальные проблемы. По сюжету в первом фильме молодая семья (Талант и Арна) на грани развода. Помимо личных сложных отношений герои фильма попадают в историю и связываются с авторитетными людьми в бандитском мире. Ситуация усугубляется непреднамеренным убийством и новым видом наркотиков, которые заполоняют город.
Во втором фильме в жизни Амира было все – деньги, слава, успех у женщин. Но в одночасье все меняется, когда его отца сажают в тюрьму, а имущество и деньги конфискуют. Оставшись без средств к существованию, ему предстоит начать все с нуля и доказать, что в жизни можно и самому всего добиться.
В его новом фильме попытка создания хоррора с социальным подтекстом. Группа людей играет в очередной квест «Мафии». Главный герой разговаривает сам с собой, но тут появляется таинственный собеседник, который говорит ему о том, что мы часто разговариваем с теми, кто поселился в нашей голове и кому мы подражаем бессознательно в реальной жизни. Герой в порыве ревности убивает богатого парня девушки, в которую он влюблен, а потом и девушку. Но оказывается , что все это было в его воображении. Все начинается сначала. В нашем уме много уровней и миров. В каком мы окажемся на этот раз? Мысль материальна? Где грань между реальностью и играми разума? Квест оказывается пророческим. Правда, несмотря на море крови- не страшно.
Недавно в одном телевизионном сюжете журналист спрашивал о том, почему в Казахстане не едят морепродукты? Ему ответили: «Дорого и невкусно». Ну, мы все-таки не корейцы или японцы. Мы любим мясо.
Наверное, с кино получается то же самое. Мы больше любим комедии и ничего не боимся. Ну, такой мы народ, который ничем не испугать, а тем более каким-то вирусом.
Сергей Тарасов