Наша жизнь все больше и больше начинает напоминать книги фантастов еще начала двадцатого века и последние американские фантастические фильмы.
Меня всегда больше привлекали именно научно-фантастические книги и фильмы, потому что, в отличие от «фэнтези», они никогда не были чисто развлекательными. В них была попытка прогноза развития науки, техники, общества. И здесь ценился, в первую очередь, нестандартный взгляд на все.
В Казахстане не так много писателей, которые работали бы в этом жанре. Поэтому сегодня я все чаще вспоминаю одного автора-Нарбинь Кенжегулову.
Она из того, «золотого» поколения, которое было всесторонне образованным и может писать в зависимости от настроения одинаково хорошо и грамотно как на русском, так и на казахском. Молодое поколение, стремящееся к замене кириллицы на латиницу, к сожалению, не может ни того, ни другого, я уже не говорю о способности писать на английском, даже проучившись где-нибудь по программе «Болашак».
Кенжегулова Нарбинь – кандидат филологических наук, переводчик, сценарист, журналист, писатель.
Родилась 26 января 1948 г. в с. Алексеевка Урджарского района Восточно-Казахстанской области.
В 1974 г. закончила КазГУ имени С.М. Кирова, факультет журналистики (Казахский национальный университет им. Аль-Фараби).
Работала старшим редактором, а затем и ведущим редактором в Государственном комитете по делам издательств и редакций СМИ, заведующим отделом переводов при Главной редакции при Коллегии перевода на мировые языки в Союзе писателей Казахстана, редактором альманаха «Алем» при Союзе писателей Казахстана, главным редактором газеты «Астана дауысы» - «Голос столицы».
Сегодня она доцент кафедры «Журналистика и переводческое дело» в университете Алматы.
Она печатается не только в Казахстане, России, но и за рубежом.
Она - профессиональный переводчик, переводила труды Медеу Сарсекеева, Дукенбая Досжана, Адама Мекебаева, кроме того, перевела на казахский язык книгу Муаммара Каддафи “Зеленая книга”.
Награды:
Лауреат республиканского журнала «Білім және еңбек»(ныне «Зерде») (1978);
Лауреат всесоюзного журнала «Техника молодежи» (1979);
Международная литературная премия по фантастике имени братьев Гонкуров (Париж, 1987);
Республиканская литературная премия им. Оралхана Бокеева;
Республиканская журналистская премия имени Азмета Байтурсынова (2006);
Премия Академии Журналистики Казахстана «Алтын самрук» (2008);
Международная литературная премия «Дарабоз» ( 2013).
Свой первый сборник детских рассказов “Мойылкара” (“Черная смородина”) она написала и выпустила в 1982 году, с тех пор было издано более 40 книг. Среди них: “Танбалы тас” (“Наскальное изображение”), “Киын шешим”(“Трудное решение”), “ «На пороге ада”.
Наиболее яркие, на мой взгляд: «Звездный подкидыш», «Дорогу осилит идущий», «Затерянный аул».
Наград, действительно, много, и я понимаю за что.
Несмотря на то, что она по профессии журналист, у нее невероятно красивый, поэтичный, выразительный как русский, так и казахский язык. И невероятное мироощущение.
Она выросла на Клиффорде Саймаке, общалась с Рэем Брэдбери! И это чувствуется. Ее произведения –это не привычный экшен, это пространство и время. И это всегда связь с реальными событиями, потому что как журналист она понимает, что если нет узнавания, то информация никогда не дойдет до читателя, он просто ее проигнорирует.
«Затерянный аул»- это о нашем ядерном полигоне, где в результате проводимых испытаний рождаются люди и животные со страшными отклонениями, а наивные жители винят во всем этом себя. Однажды аул проваливается в расщелину, оттуда появляются фантастические существа-мутанты, которые начинают все уничтожать. Но интересно то, что жители, оказавшиеся в этих нечеловеческих условиях, не теряют чувство юмора и ищут способы выживания. Они воспринимают все как обычные бытовые трудности. Как это похоже на наш народ! Что бы ни случилось, мы будем сажать картошку, заваривать чай, праздновать дни рождения.
Ну, и что, что вирус? Той-это святое!
Она написала это лет тридцать назад. Что-то сбылось. Мы оказались окружены невидимыми опасными существами. Но мы-то не изменились! Нас голыми руками не возьмешь!
«Звездный подкидыш»- это тоже попытка прогноза.
Инопланетное существо попадает во сне на Землю. На его планете уже нет семейных уз, нет любви. Люди выращиваются в пробирках. И вдохнув запах травы, увидев женщину, которая приходит на помощь маленькому ягненку, он превращается сам в копию этого ягненка, чтобы испытать необыкновенное чувство жалости, нежности и сочувствия, чтобы остаться на этой маленькой планете, на которой еще существуют чувства.
Главное нам понять, какое это чудо и попытаться все это сохранить, чтобы не превратиться под действием вируса в бесчувственных мутантов.
Она любит пробовать все новое и летала даже на дельтаплане, но когда ее попросили прокомментировать влияние технического прогресса на жизнь и общество и дать прогноз, то первая женщина-фантаст в Казахстане Нарбинь Кенжегулова сказала, что немного опасается столь прогрессивного развития технологий. По ее мнению, темп роста технического оснащения в целом несоразмерен общему развитию человечества, что может привести к непредвиденным ситуациям.
"Считаю, что даже сами разработчики не могут учесть всех последствий своего изобретения. Любое научное и технологическое открытие в итоге часто используется людьми не в благих целях. Поэтому сложно сказать, куда нас может увести столь продвинутая технология. По моему мнению, человеческая цивилизация еще слишком юная. Если проводить аналогии между возрастом человеческой цивилизации в целом и возрастом среднестатистического человека, то он, думаю, будет равняться 15–16 годам. То есть наша цивилизация – это своего рода подросток, который не всегда понимает, что нужно делать с имеющимися возможностями. Наша цивилизация должна значительно повзрослеть, и только тогда мы поймем цену всех этих открытий", – рассуждает писательница ( https://www.kazpravda.kz/).
Может быть, не надо нам так спешить и с цифровизацией? Особенно, где надо и не надо? Может быть, наших детей лучше учить чему-то полезному? Иначе кто будет выращивать хлеб, разводить скот? И, может быть, интернет не будет заменять им живого человеческого общения с друзьями и родителями и они не будут выходить на площадь по призыву какого-то невидимого дядьки?