Фильм «Қызыл анар» («Красный гранат»/«Red pomegranate») казахстанского кинорежиссёра Шарипы Уразбаевой вошёл в основную конкурсную программу 26-го международного кинофестиваля в Пусане (Южная Корея), который начнется 5 октября.
Уразбаева – казахстанский кинорежиссер, продюсер и сценарист. Выпускница Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова по специальности «Режиссура кино», окончила «Высшие курсы режиссуры» по специальности «Режиссура кино и ТВ» в мастерской известного грузинского режиссера Ираклия Квирикадзе. Работы Шарипы Уразбаевой в период с 2013 по 2016 годы были участниками и победителями фестивалей в Каннах, Берлине, Локарно, Париже, Бристоле. Дебютная полнометражная картина Уразбаевой «Мариям», вышедшая в 2019 году, была показана зрителям кинофестивалей в Локарно, Торонто, Пусане, а также в Турции и Испании. На кинофестивале «Le cyclo d’or 2020 Vesoul International film festival of Asian cinemas» во французском городе Везуле картина завоевала Гран-при.
В Лондоне, когда проходил 22 кинофестиваль «Rainbow Film Festival», Шарипа Уразбаева получила награду “Лучшая женщина-режиссер”.
По сюжету фильма «Мариям», о котором я уже писал, у героини без вести пропал муж, она живет в степи, пособие для содержания детей не было предусмотрено. Она сама решает свои проблемы, героически преодолевая все трудности. Интересно, что история, рассказанная в "Мариям", произошла и с исполнительницей главной роли в фильме - Меруерт. И у этой истории оказалось свое удачное продолжение.
После того, как глава государства Касым-Жомарт Токаев прочитал ее историю в газете, он дал поручение помочь героине фильма. Ей подарили двухкомнатную квартиру в микрорайоне Водник Алматинской области. Сейчас она продолжает работать в ресторанах как техперсонал, но говорит, что ей стало легче кормить семью, ведь теперь у них есть собственное жилье.
Шарипа снимает сугубо женские истории. Она понимает все эти проблемы, потому что, как рассказывает сама: «У меня сугубо казахская семья, у меня шесть братьев и пять сестер. Я 11-й ребенок в семье. Представляете, если бы мой отец был жив, ему сейчас было 92 года. Но он умер, когда мне было шесть месяцев, и я его даже никогда не видела. С самого детства я росла, предоставленная самой себе, до меня никому не было дела: ни старшим, ни маме, которая просто не успевала всем нам уделить внимание.
Быть вдовой с 11 детьми – то еще испытание. Так что, хоть я и девушка с типичным казахским воспитанием, никто не пытался меня ничему настойчиво учить, следить за мной и требовать чего-то. Поэтому во мне есть эта свобода. С другой стороны, я понимаю, что хочу этого или нет, я – носительница казахского менталитета, и для меня он является тем, чем я питаюсь в своем творчестве. Это особое ощущение мира, которое дают нам наши национальность и культура, в кино важно. Этим и ценен национальный кинематограф» ( Экспресс К).
Сюжет новой картины – это история женщины, пережившей насилие и ищущей справедливости. По мнению Шарипы Уразбаевой, «это не очередная социальная драма, а поэтическое кино, где реальная история переплетается с притчей». Главные роли в киноленте «Қызыл анар» исполнили актёры Айнур Бермухамбетова и Болат Момынжанов. Оператором и художником фильма выступили Жандос Жумабаев и Нурболат Жапаков.
То, что картину отобрали на фестиваль, не случайность, даже несмотря на ее художественные достоинства. Проблемы положения женщин сегодня в тренде. И США и европейские страны даже выдвинули одним из условий признания правительства Афганистана именно соблюдение прав женщин. Другое дело, что у нас представление об этих права все-таки разное. В Афганистане сотни наивных и гиперактивных женщин сразу вышли на демонстрации. И это в условиях нестабильности и военного положения и непрекращающихся терактов! Не лучше им было бы отсидеться дома, пока все не придет в порядок, будет выбрано новое правительство, сформулированы законы, а потом протестовать? И о какой работе может идти речь, когда, особенно в сельской местности, девочки рано выходят замуж, потом имеют по 5-6 детей, детских садов нет вообще. Надо же учитывать национальные особенности и образ жизни.
Сегодня половина членов жюри всех фестивалей-это женщины. И половина режиссеров тоже, поэтому так много внимания к правам женщин.
Тема насилия, действительно, важная.
.Но, в конце концов, в нашей стране есть правоохранительные органы, законы, есть психологи, есть материальная поддержка, центры адаптации. В стране делается очень многое. Что нового мы можем предложить? Во всяком случае, депрессивное кино, каким бы поэтичным оно не было, проблему не решит.
Уже тридцать лет, начиная с нашей «Новой волны», мы отправляем на фестивали фильмы о нашей бедной жизни с криминалом, плохой работой полиции, проблемами подростков и семейном насилии. Нам сочувствуют, дают призы, приглашают поучиться, дают гранты. Но кто-нибудь из этих режиссеров и особенно министерство культуры думали об имидже страны? Не удивительно, что нас постоянно путают то с Афганистаном, то с Пакистаном. И о каких инвесторах может быть речь после просмотра на фестивалях подобных фильмов? Каких туристов мы ждем после всего этого?
Я полностью согласен с режиссером, членом национального совета общественного доверия при президенте РК Ермеком Турсуновым, который считает:
«Нам нужно возвращаться к подлинным культурным ценностям, а для этого нужно, чтобы в стране сложилась соответствующая культурная обстановка.
Сегодня по стране бродят стада невежественных молодых людей, чьи вкусы и эстетические взгляды формируют соцсети. Надо делать анализ СМИ, телеканалов, пора противопоставить что-то засилию чернухи и попсы».
По его мнению, надо возвращать казахстанцев к книгам. (Kursiv.kz)
Во всяком случае, это один из способов формирования здорового мировоззрения.
Я обратил внимание, что в азиатских сериалах в квартирах героев разных социальных слоев всегда есть если не книжный шкаф, то хотя бы полка с книгами и герои цитируют свои любимые произведения и обсуждают книги. Вы видели что-то подобное в российских и наших сериалах? Или в реальных квартирах наших звезд, которые нам часто показывают? В них вы не увидите ни одной книги.
И еще мне хотелось бы привести очередной пример из китайского кинематографа.
На российском канале «Культура» начался показ дорамы «Симфонический роман» о жизни, учебе, поиске себя в жизни и музыке студентов консерватории. Обращаю внимание, что это не первый подобный сериал о музыкантах.
Что привлекает? Удивительно светлое, гармоничное настроение после просмотра каждой серии. И прекрасная музыка. Сериал ненавязчиво развивает и воспитывает, показывает, что на свете есть не только попса и нецензурный рэп, но и прекрасное. Он дает очень много информации о формах классической музыки и жизни композиторов. И это здорово! Мы видим образованную и очень современную китайскую молодежь.
Почему Голливуд добился такого феноменального успеха? Потому что снимал не просто музыкальные фильмы и комедии. Он снимал их о великой «американской мечте». Почему так взлетела популярность корейских дорам, превратившись в экономическое чудо? Потому что там тоже все о мечте и путях ее достижения.
А о чем наши фильмы? Над чем мы смеемся?
И как бы ни был хорош фильм Шарипы Уразбаевой, не думаю, что у него будет прокат в нашей стране. Не думаю, что люди семьей после тяжелого трудового дня вместе с детьми будут его вместе смотреть и обсуждать.
На очередном эпизоде «Уличных танцев Китая» капитаны рассуждают о том, чем европейская хореография уличных танцев отличается от китайской. И это на глубоко профессиональном и философском уровне. А капитанам от 24 до 28 лет!
У нас уличные танцы считаются субкультурой. Неожиданно, что участники конкурса владеют художественной речью, используя примеры и ассоциации из различных музыкальных, танцевальных жанров, кино, литературы.
Они понимают суть искусства и его роль в жизни. И это на развлекательном шоу! И во всем этом участвует огромный зал!
Думаю, что пока у нас не будет чего-то подобного в образовании, культуре, на ТВ и в кино, мы вряд ли решим проблему какого бы то ни было насилия, а будем только констатировать факты.