В казахстанских книжных магазинах появилась книга Николая Цискаридзе «Мой театр». Мы знаем не так много имен артистов балета последних десятилетий. Из российских артистов можно вспомнить Ульяну Лопаткину, Илзе Лиепа, Сергея Полунина. Из казахстанских артистов вспоминается Жанель Тукеева, Гульвира Курбанова, Азамат Аскаров, Рустем Имангалиев. И, все-таки, именно фамилию Цискаридзе вспоминают люди в первую очередь в наше время, когда речь идет о балете. Поэтому было так интересно познакомиться с его новой книгой.
Сам Николай признается, что в основном читает мемуары. До недавнего времени у него не возникало желания пробовать писать прозу. Возможно, желание бы и не возникло, если бы ему случайно не попала в руки одна из новых книг, посвященная истории Большого театра, в которой не было ни слова о балете «Пиковая дама», в котором Цискаридзе играл долгое время. Николай решил восстановить справедливость и написать книгу, но, конечно, не только о Большом театре, а «о времени и о себе». Ведь время уходит, события прошлого постепенно стираются из памяти, и через еще один десяток лет никто уже и не вспомнит, как все было на самом деле.
В своей книге Цискаридзе вспоминает свою маму, Ламару Николаевну, их непростые отношения и ее ранний уход из жизни. Вспоминает детство и юность, в которых были такие знаковые для него события, как посещение спектакля «Холстомер» с Лебедевым и одного из последних концертов Высоцкого.
Цискаридзе сформировала та атмосфера, в которой он вырос. Если они с мамой шли в кино, то смотрели все, что касалось «итальянского неореализма»: фильмы Феллини, Пазолини, Висконти. Выходные дни не обходились без посещения консерватории или драматического театра. Как ни странно, все то, что он узнал в детстве помогало ему в работе потом, когда он стал артистом балета.
Конечно, особое место занимают в книге образы его великих преподавателей: Улановой,Семеновой, Пестова. Это были люди с разными судьбами, характерами, разными методиками преподавания. Но их объединяла преданность тому делу, которому они служили и стремление передать ученикам свои знания. В одном из интервью Цискаридзе вспоминает, что Пестов не просто учил искусству танца, но еще и водил своих учеников по музеям, заставлял писать сочинения, читал им Есенина и Ахматову. А его жесткость, а иногда и жестокость в процессе обучения помогли подготовить танцоров к жизни в этой непростой профессии. Сам Николай признается, что если бы не встреча с этими людьми, то он ничего не добился бы в своей профессии.
Цискаридзе пишет и о встрече с легендарным Роланом Пети, и о травме, едва не стоившей ему карьеры. Обо всем , что сделало его таким, какой он есть.
По стечению обстоятельств, появление у нас книги Цискаридзе совпало с другим печальным известием: ушел из жизни Булат Аюханов, народный артист Казахской ССР, балетмейстер и педагог. До последнего дня он работал, преподавал. Как и Цискаридзе, он пришел в балет, потому что его поразила его красота. Аюханов часто повторял: «Нужно любить свою профессию и добиваться в ней совершенства». И слова свои относил не только к артистам балета, но и к полицейским, врачам, учителям. Ко всем, кто так или иначе служит людям.
Булат Аюханов не стал мировой «звездой». Но его вклад в культуру Казахстана огромен. Всю жизнь он был предан своему делу.
Я не берусь сравнивать историю казахстанского балета и, например, историю развития балета на сцене Большого театра. Но все же я жду появления книги, подобной книге Цискаридзе, которая была бы посвящена опере и балету Казахстана. Чтобы она тоже стала бестселлером и была в топе продаж. У нас тоже есть свои «легенды» и есть, чем гордиться. И такие люди, как Булат Аюханов, тоже заслуживают, чтобы их помнили.