В прокат вышел долгожданный мюзикл, основанный на песнях A’Studio. И съемки его оказались непростыми и отклики после премьеры оказались противоречивыми.
Режиссером фильма изначально выступил уже известный Фархат Шарипов, дебютировавший в 2010 году с драмой «Сказ о розовом зайце». Новые аранжировки хитов сделал Байгали Серкебаев, основатель A’Studio и продюсер мюзикла. Кроме того, в фильме использованы песни из первого винилового альбома группы, которая тогда носила название «Алмата». Но оказалось, что продюсер и режиссер видят идею фильма по-разному. В результате получилось две версии. Версия Фархата называется «Солдат любви», а продюсерский вариант называется «Стоп, ночь». Этот вариант вышел 8 сентября в прокат, а вариант Фархата отправится на фестиваль в Пуссан.
Это первый отечественный jukebox-мюзикл: Возможно, кто-то скажет, что в 2021 году был «Дос-Мұқасан», но это скорее музыкальный фильм, чем мюзикл.
Говорят, что основой разногласий послужила будущая перспектива фильма в прокате. Поэтому Байгали и Дина Жемабай решили сделать более коммерческий вариант. И, как в классическом мюзикле всех времен и народов, он о пути молодого певца к славе, через интриги, разочарования, семейные проблемы, депрессию и болезнь. А дальше песни Батырхана, много хореографии, которую поставил хореограф из Англии, но вот, ничего не о биографии Батырхана, его жизни и его личности.
В общем. авторы, как сказал Байгали, и не планировали ничего о нем рассказывать.
Они только использовали его песни. Ну, что ж, имеют право. Но зритель все-таки ждал другого. Напомню немного историю появления группы и ее творческий путь, потому что в утренней передаче «Таңғы студио» никто ничего не мог сказать о группе «Алмата», которая была предтечей нынешней группы и ее первом составе. Кстати, опрос в одном из костанайских колледжей показал, что новое поколение ничего не знает и о группе A’Studio и никогда не слышало ее песен.
А все начиналось так. Шел 1982 год. Настоящей «звездой» сцены в то время была Роза Рымбаева. Ей аккомпанировал музыкальный коллектив «Арай», одним из участников которого был Байгали Серкебаев. Так случилось, что в один момент все музыканты «Арай» разошлись, и Рымбаева предложила Серкебаеву набрать и возглавить новую команду. Ему на тот момент было двадцать «с хвостиком». Так образовался new-«Арай»: клавишник Байгали Серкебаев, басист Владимир Миклошич, вокалист Наджиб Вильданов, гитарист Булат Сыздыков, барабанщик Сагнай Абдулин. Позже к ним присоединился саксофонист Батырхан Шукенов, сообщается на официальном сайте A’STUDIO. Вместе с Розой Рымбаевой коллектив, прославившийся своими инструментальными композициями в стиле jazz-rock, записал три виниловых альбома, выиграл Всесоюзный конкурс артистов эстрады в Москве. Все было неплохо, но группа решила уйти в свободное плавание. в 1987 году они впервые заявили о себе как о независимом коллективе под названием «Алмата». Через год группа выпустила свою первую пластинку «Путь без остановок» и стала называться «Алмата-студио». Тогда их музыка представляла собой смесь джаза, фанка и казахских народных песен. Счастливым «лотерейным билетом», изменившим всю жизнь коллектива, стала песня «Джулия», которая была записана летом 1989 года. Она случайно попадает к Филиппу Киркорову, а тот, в свою очередь, показывает ее Алле Пугачевой. Честно говоря, я не могу понять, чем Киркорову понравилась незамысловатая песня со странным припевов, который вызывает ассоциацию не с девушкой, которая уехала в далекую страну, а с чем-то другим. А тогда примадонна лично пожелала встретиться с талантливыми музыкантами. Встречу организовал Владимир Пресняков – она прошла в Москве. Алла Пугачева сразу предложила казахстанскому коллективу работать в своем Театре песни. Те согласились. Так начался новый период в творчестве группы, который длился три года. Ребята сменили название на более лаконичное - А’STUDIO. В 1990 году Пугачева представила музыкантов всей стране - на телепрограмме «Рождественские встречи». В это время поменялся состав группы: на место гитариста Булата Сыздыкова приходит Баглан Садвакасов, также уходит вокалист Наджиб Вильданов. Фронтменом A’STUDIO становится Батырхан Шукенов. В его исполнении и прозвучали «Джулия», «Белая река», «Стоп, ночь», «Солдат любви», «Эти тёплые летние дни», «Нелюбимая» и т. д. Уход Батырхана был в свое время ударом для группы. Рана от обиды осталась. Состав менялся. Кети, пришедшая на смену Батырхану, была полной его противоположностью, несмотря на яркую внешность и экстравагантные наряды, она так и не смогла заполнить пустоту. Стиль группы изменился. После «Улетаю» особых выдающихся достижений за эти годы уже не было, хотя в России группа все-таки пользуется популярностью.
И многие пишут, что хотели увидеть в фильме современный Алматы, а не город девяностых. Многие кадры сегодня просто неактуальны.
К хореографии тоже много вопросов.
«В сценах британца хореография создается из бытовых элементов – к примеру, люди, которые едут на эскалаторе, вдруг начинают синхронно поворачивать головы и участвовать в танце. Здесь же хореография несколько искусственна, из удачно использованных моментов только взмахи руками во время ссоры. Некоторые сцены чисто технически смотрятся не так, как хотелось бы – к примеру, в сцене, где шумная толпа молодежи идет от кинотеатра «Арман» на Арбат, а по пути танцует под «Стоп, дождь», музыка звучит лишь как фон, который, к тому же, не очень хорошо слышно, а люди при этом активно танцуют» (https://kz.kursiv.media). Это как-то сильно напоминает знаменитый фильм «Карнавал».
Основной удачей картины можно считать исполнителя главной роли Кеменгера Орала. Он профессиональный актер, выпускник СШ № 33 и КазНАИ имени Т. Жургенова, но в большом кино дебютант, и со своей сложной задачей справился отлично – как оказалось, он прилично поет (хотя большую часть за него и за Батыра исполняет Мади Сыздыков, молодой казахстанский певец, победитель конкурса Topjarǵan).
Смотреть кино можно хотя бы только из-за роскошной песни в аэропорту. Кроме того, оператор снимал не столько узнаваемые пейзажи, сколько неуловимый дух города, лета и романтики.
Производство фильма “Стоп, ночь!” обошлось в 700 миллионов тенге. Деньги выделил Национальный центр поддержки кино, производственная группа еще добавила от себя на доработку финального продюсерского варианта для проката и рекламную кампанию.
Каким в конце концов стал фильм «Солдат любви» представить трудно. Его, может быть, покажут после фестиваля.
В любом случае, у нас теперь есть выбор. А там, кому что понравится. Главное-казахстанское кино развивается. А на этом пути возможны и достижения, и ошибки. Но это же не главное!
Что касается группы, то в Алматы идет крайне дорогой мюзикл «Джулия», теперь снят фильм. Это похоже на подведение итогов. А что дальше?