Почётного села гражданин
Например, хотелось бы увидеть реестр сел и аулов, которым в этом или следующем году исполняется 120, 125 лет. Их наберется не много, но и не мало. В поисках сакральных мест юбиляров обходят стороной. Но что такое 120 лет для нашего региона? Для любого из таких сел? Это несколько быстро сменяющих друг друга эпох. 120 лет полевых или животноводческих работ – беспрерывный конвейер, на котором оставили свой след руки тысяч людей.
Упомяну лишь те села, о которых не раз писала в «КН». Шолаксай в Наурзумском районе, Владимировка и Озерное – в Костанайском, Новоалексеевка, Силантьевка – в Алтынсаринском.
Не все села, пережившие тяжелейшие сороковые и послевоенные годы, выдержали развал девяностых. А уж если и этот этап прошли достойно, то как же они не почетные? Почему бы им не присвоить соответствующее звание? На государственном ли, на официальном или на том и другом языках. Представляете, молодому специалисту говорят: вас направляют с дипломом в почетное село! Это же совсем другая перспектива, чем если просто сказать: езжайте, отмучайтесь там без центрального отопления, потом в город вернетесь.
Идеология разной бывает. Не только грубой политической, но и тонкой, выверенной, связывающей прочными нитями прошлое и настоящее, правнуков с прадедами. Еще года три-четыре назад только на въезде в Шолаксай стояла и, уверена, сейчас стоит табличка с датой образования села. Невелики вложения в такой указатель, а какая сильная аура от него исходит! Особенно она чувствуется, когда впервые приезжаешь в село. Включается и логика: значит, история не забыта и никто не забыт. Может быть, еще где-то есть подобные указатели, но видеть не приходилось.
Вернусь в 90-е, чтобы не отрезать от почетного звания те села, которые некому было спасти от разорения. Кто виноват, что лишились они хороших хозяев, после чего их выхолостила тотальная миграция? Например, в Новоалексеевке в конце девяностых процветающий когда-то совхоз рушился на глазах не только у сельчан, но и у руководителей района и области. В свое время лишь участие холдинга «Иволга» затормозило процесс падения. Был восстановлен ДК, взяты под контроль хозобъекты. А сегодня важно сохранить историю.
310 человек ушли с территории сельского совета на фронты Великой Отечественной. Вернулось всего 142. Местный колхоз выращивал фондовых лошадей для армии, орловскую породу. В сороковые 300 голов отправились воевать и не вернулись. В МТС работал единственный на всю округу токарь М.И. Зуев, ночевал возле станка. А семья механизатора Сапия Байжанова сдала деньги на танк. Эти люди давно ушли, без почетных званий. Но остались села, которые заслужили почести.