Было бы уместно декларацию о доходах расширить за счет декларации о чтении книг и газет. Призвать к отчетности не только государственных чиновников, но, к примеру, учителей средних школ.
Газета газете рознь: не все общественно-политические. Которые таковыми не являются, к ним можно относиться добровольно. Интересуетесь чужой личной жизнью, читайте соответствующую прессу. Нет – проходите мимо.Другое дело, когда газета рассказывает о жизни региона, о его прошлом и настоящем. Если думаете, что агитирую именно за «Костанайские новости», то «не именно». Поверьте на слово: в нашей области лучшие в республике газеты или одни из лучших. Хорошая школа – от первой казахской интеллигенции, от сосланных сюда когда-то провинившихся интеллигентов союзного значения, от эвакуированных времен войны и осваивавших целину писателей и журналистов. Так и идет: из одного поколения пишущих в другое поколение.
А что читатель? Чему он был привержен вчера и чему сегодня? Демократии? В том смысле, что никто не имеет права заставлять его выписывать газету? Права такого, конечно, нет. А вот обязанность должна быть. Не повальная, не подсудная, но связанная с родом деятельности, как минимум.
Поделюсь свежим впечатлением о публикации в «КН» (1 ноября) большого материала о казахском классике Сырбае Мауленове, нашем земляке. Прочитала с огромным интересом и сразу подумала: дошел ли этот эксклюзивный материал до учащихся городских и сельских школ? Теоретически – должен бы. А практически? Почему-то сомневаюсь. Впрочем, не «почему-то». Точно знаю, что дошел, мягко говоря, не до всех. Что и сами учителя не все читали. И не только учителя и не только о нем.
Есть, конечно, сайты газет. Если ты подписчик сайта, если подготовлен получать информацию, которая пополнит профессиональный багаж, прежде всего, учителя, а через него и ученика, то кому-то, может, и сайта хватит. Чтобы поймать на лету разысканный журналистами незнаемый ранее кусочек истории, не изученный прежде краешек судьбы известного или малоизвестного человека.
Когда жалуются, что вот заставили подписать, права человека нарушили, лично мне хочется попросить антигазетчиков сделать годовой семейный отчет. Графа – газеты, графа – книги, графа – табачные изделия, графа – спиртные напитки. А в знаменателе, в чью пользу получился перевес.
Цены, конечно, растут. Особенно в этом году. Особенно на товары первой необходимости. Было бы замечательно, субсидируй государство траты на книги и газеты. Адресно, по этим статьям, не путая их с другой, названной выше продукцией. Такого закона, надо полагать, нет. Как нет и права заставлять читать. Итоги, с позволения сказать, попустительства узнаем позже.