Что вообще происходит?
На прошлой неделе поздно вечером меня довез до дома таксист и заметно покривился, когда я спросил про номер телефона, привязанный к банковскому приложению.
«А что, наличных нет? Переводами же сейчас мало пользуются». «Как это мало?» Таксист, верно, понял, что сказал глупость, и пояснил: «Я просто судья, переводы могут отслеживать, и возникнут вопросы...»
Предложил перевести деньги на номер его супруги и показать квитанцию. «Ладно, давай на мой», – продиктовал номер. Я уточнил имя и фамилию на ша-. «Не ша-, а шэ-, ты что, нерусский?» Я был так удивлен, что судья в вечернее время «бомбит», и не стал спорить. Только проследил взглядом за уезжавшей черной KIA RIO четвертого поколения.
Стыдиться судье нечего – сам факт его дополнительного заработка говорит о том, что он работает честно. «Хотя у них ведь такие зарплаты... Наверное, он пошутил и не судья», – размышлял про себя. А потом увидел в Интернете забастовку в Аксае.
Рабочие компании KKC-Sicim требовали повысить заработную плату на 50%, мотивируя это тем, что за прошедший год в республике сильно подорожали продукты питания и заработной платы катастрофически не хватает. В комментариях пользователи не особо поддержали бастующих. «Это ведь нефтяники – у них средняя зарплата как у нас три». «А что делать тем, у кого зарплата 90-100 тысяч тенге?» «А тем, у кого сто тысяч, от голода уже не осталось сил выйти на улицу».
Каждый раз, как захожу в супермаркет, вижу работников, которые меняют ценники на продуктах. Уходишь с кассы и как будто ничего не купил, а в чеке сумма стабильно больше пяти тысяч тенге. Один поход в продуктовый магазин – это красивый турецкий свитер, который я купил за 6500 тенге. В конце концов, это подписка на наше издание. Свитер я буду носить год или больше, газету читать полгода. А после сегодняшнего похода в супермаркет послезавтра мне вновь туда идти.
Скачки цен – перманентная проблема. И можно успокоиться – повышение минимальной заработной платы и пенсий обязательно подстегнет цены (как это принято). Зерно дешевеет, хлеб дорожает. 200 тенге в хлебном регионе – обыватели не могут понять систему такого ценообразования. Из деревни люди ездят в город за хлебом и мясом. Сведущие экономисты дают расклады и говорят, что мы ничего не понимаем. Что это рынок и повлиять на него нельзя. Тем не менее, когда государству нужно повлиять, оно всегда влияет.
Повышение цен не новость. Новость, что нефтяники бастуют из-за продуктов, что судья таксует поздно вечером. Что вообще происходит? Впору выпить рюмку, но алкоголь дорог. Можно выпить рюмку кефира. Стаканами кефир скоро будет пить тоже не по карману?..