Сына моих знакомых Мишу понимают только в семье, да и то лишь взрослые. Все домашние знают, где обычно искать Михаила – у книжного шкафа...
Перебирая книги, он может ту или другую книгу осилить за вечер. В книжном магазине тоже привыкли к странному мальчику, который, поджав ногу как цапля, часами может стоять у полки и штудировать книжные новинки.
Когда старшая сестра Миши вышла замуж и стала жить в селе, мальчик с родителями отправился в гости к новым родственникам. Разумеется, познакомился с ровесниками, с которыми проводил время с утра до вечера. Но и эти ребята считали его малость чудаковатым.
В поселке любимое развлечение детей – исследовать брошенные дома. Во время переезда люди оставляют кучу вещей. Например, поломанные утюги или настенные часы. Отправившись с ровесниками на развалины, Михаил заявил, что его любимое занятие – искать разные безделушки. Слово «безделушки» в деревне никто не слышал, и оно вызвало дикий восторг у пацанов.
Они подумали, что это диковинное ругательство. Повторяя друг за другом «безделушки» и хохоча компания дошла до развалин и принялась инспектировать их. Мишка не понимал, над чем смеются товарищи. Это ведь простое литературное слово. Осмотрев очередной дом, Михаил глубокомысленно произнес: «Да, тут происходили невиданные пертурбации».
На миг установилась тишина, а потом стены брошенного дома потряс дикий хохот. «Как ты сказал? – смеялись ребята. – Повтори еще раз. Что это за слово такое?» По пути домой, волоча старый магнитофон, мальчик сделал для себя удивительное открытие: деревенские дети не знают и половины слов, которые знает он. Например, их позабавили такие слова, как «солнцепек», «суккулент», «астролябия», «фибры», «хляби» и многие другие.
Вечером к сестре заявилась пожилая женщина, ведя за руку одного из мальчиков. Она перекинулась парой слов с сестрой, а потом попросила позвать Мишину маму.
Мать не поняла в чем дело. Она подумала, что Миша кого-то побил. Но женщина сказала: «Вы за языком своего мальца следите. Чему он наших ребят учит? Такими трехэтажными матами кроет, грех повторить». Мать ошарашено уставилась на сына: «Миша! Это правда?» Михаил пожал плечами. Тогда женщина тряхнула своего отпрыска: «Ну, скажи, что Миша говорил!». Мальчик захныкал и повторил: «Он говорил безделушка, пертурбация и суккулент». Тетка закрыла рот и вскрикнула. А мама Миши, наоборот, рассмеялась. Попросила дочь вынести орфографический словарь.
Каково же было удивление женщины, когда мать Михаила указала ей на подозрительные слова в книге: «Вот, сами убедитесь, что безделушка – это безделица, вещица. Пертурбация – это переполох, замешательство. Ну а суккулент – это комнатное растение с мякотью, например, денежное дерево». Мама деревенского мальчика стояла, опустив голову, как двоечница у доски. Потом опомнилась: «Но все равно, зачем детям знать такие слова?»
Мать Миши ответила: «Пусть ваши детки включат компьютер и найдут все эти слова». Женщина строго сказала: «Мы нашим ребятам много интернетов не даем. Там всякого можно насмотреться, не только растений с мякотью».