Маленькая плотность населения (немногим более 7 человек на 1 кв. км) при огромной территории (2724900 кв. км) в какой-то мере проблема для нашей страны, а в какой-то – ресурс. Зависимость не столько числовая, сколько качественная.
По состоянию на 1 июня 2023 года Бюро национальной статистики показало почти 20-миллионую численность населения в Казахстане. Не так уж и мало. Плюс высокая рождаемость, намного превышающая уровень смертности. Если каждый найдет позитивное себе применение, то что нам мешает построить идеальное государство?
Искать ответ на этот вопрос трудно хотя бы потому, что идеальных государств не существует. Но тезис этот небесспорный – он не учитывает стремлений. На примере ячейки общества – семьи – идеал поддается реальному осмыслению. Родители и дети выстраивают благополучие общими усилиями: любят, понимают, поддерживают, подталкивают к той или иной благородной цели. Тоже не так просто, но достижимо при движении к идеалу. Можно представить и обратный ход: родители не знают, чем живут дети и какого будущего хотят. Бегство от идеала – никаких усилий не требуется.
Иногда читаешь о поступательном развитии того или иного бизнеса и ловишь себя на мысли, что вот он – корпоративный рай, где каждый знает свое дело и чувствует о себе заботу. Но оптимизм спотыкается о прямо противоположные истории и непонимание: почему хорошие примеры не берут верх над своими «антонимами»? Как тут не упомянуть воспитание?
В государстве обозначилась хорошая идея: на деньги, конфискованные у коррупционеров, строить новые и капитально ремонтировать старые школы. Почему бы потом не объяснять школьникам, из какого источника произошли инвестиции? Попутно в пух и прах опозорив само это явление – коррупцию. Объяснить, как далеко она от того, что нам нужно, как обедняет общество морально и физически. Но и некоторые образовательные учреждения время от времени проходят по аналогичным статьям, и в целом образование с воспитанием зачастую плывут в разных лодках. Вопрос: к идеалу или от него?
В романе Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» совершенно реальные события на просторах Сары-Озека перерезает фантастическая сюжетная линия о планете Лесная Грудь, где живые существа, почти такие же, как земляне, не знают, что такое власть, деньги и война. Их больше десяти миллиардов, они живут полтора, по нашим меркам, века, победили болезни и нехватку чего бы то ни было. Космонавты-земляне установили с ними контакт и доложили руководству СССР и США, что лесногрудцы хотят познакомиться с обычаями нашей планеты. Им было отказано в угрожающей форме – не только инопланетянам, но и своим перекрыли дорогу назад. Почему? Вопрос риторический.
Айтматов обратился к утопии на правах великого писателя, гуманиста, пацифиста. Жесткий реализм его произведений требовал выхода на образцовое общество. Недосягаемое не потому, что далеко, а потому, что не наших правил.