Хлебная профессия

«Будешь плохо учиться – пойдёшь в ПТУ». Об этой советской присказке на одном из молодежных форумов недавно напомнил казахстанский общественник. Да, такая поговорка была, но совершенно несправедливая.

В Костанае было училище, поступить в которое считалось более престижным, чем в вуз. Сейчас оно называется иначе, но не суть. Для сравнения: в 1990 году сельских учителей, не имеющих высшего образования, зачисляли в пединститут без экзаменов. Сам тогда едва не стал школьным историком. Однако судьба привела в ПТУ-10, где конкурс был – пять человек на место. Абитуриентов, не способных прочитать принципиальную схему телевизора, отсеивали пачками.

Процесс обучения радиотелемастеров в десятом училище был организован, без преувеличения, на уровне МВТУ им. Баумана. В «тушку» приходили даже доучиваться после института – для того, чтобы реально уметь разбираться в технике. Представьте себе кабинет производственного обучения, где на стенах действующие схемы телевизоров. То есть все узлы на одном стенде, а в середине экран. Ощущение, что ты попал, как минимум, в цех белорусского предприятия «Горизонт» или «Витязь».

Уже с первого курса учащиеся могли зарабатывать. Неофициально, конечно. Горожане знали, что здесь ремонтируют все что угодно – дешево и с гарантией качества. И, соответственно, несли свои любимые телики, магнитофоны, радиоприемники. Кстати, учили в десятом не только ремонту бытовой техники.

В 1995 году мой однокурсник Сергей пришел устраиваться в недавно открытую телекомпанию «Алау». Через некоторое время стал главным инженером ТРК. Директор Виктор Шперлинг поинтересовался: «А у вас там в училище есть еще такие специалисты?». Прозвучал утвердительный ответ. Через три года в телекомпании все технические специалисты были из ПТУ-10. Многие, конечно, потом окончили вузы – диплома ради. Но всему, что умели, они обязаны системе профтехобразования. Той самой, советской, о которой присказка: «Будешь плохо учиться…».

Еще один пример. В начале 90-х в десятом училище почти треть студентов составляли немцы. Все объяснялось просто: молодежь перед выездом на историческую родину спешила обзавестись хлебной профессией. И два года учебы окупились с лихвой. Мой друг и тоже однокурсник Игорь сейчас живет в Берлине, занимается наладкой электрической части автомобилей Mercedes и Audi. У него своя мастерская, квартира и загородный дом. Другой товарищ – Александр – не устает выкладывать фото элитной радиотехники в «Одноклассники» – из Гамбурга.

Несколько лет назад те, кто остался жить в Казахстане, встретились на костанайской даче. Позвали и нашего мастера Сергея Заклицкого, ныне ушедшего. Мастер был доволен: практически все его воспитанники остались в профессии. Наладчики медоборудования, точной измерительной техники, диагностической аппаратуры. Никто из них не учился в школе плохо. Не отличники, но твердые хорошисты, особенно по математике и физике.

И десятое училище – только один пример. Образцовых ПТУ в системе было много. К сожалению, профтехобразование долгое время было задвинуто на задний план. Радует, что наконец-то поставили во главу угла.

-