Индия укрепляет сотрудничество в области обороны и безопасности с Центральной Азией

Стратегическое сотрудничество между Индией и странами Центральной Азии в области обороны и безопасности формируется под влиянием сложного комплекса исторических связей, общих проблем безопасности, региональной геополитической динамики и взаимных стремлений к стабильности и развитию. В основе этого сотрудничества лежат совпадающие интересы в противодействии терроризму и экстремизму, решении транснациональных угроз, таких как торговля наркотиками и кибератаки, балансировке влияния крупных держав в Евразии и использовании географических и исторических связей для развития инфраструктуры и региональной интеграции. Эти факторы объясняют, почему Индия придает особое значение углублению оборонного и безопасностного сотрудничества с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, а также обосновывают необходимость дальнейшего укрепления взаимодействия в рамках более широкой стратегии обеспечения регионального мира и стабильности.

Одним из ключевых факторов стратегического сотрудничества Индии с Центральной Азией является общая озабоченность по поводу терроризма и исламской радикализации. Близость Центральной Азии к Афганистану, где сохраняется нестабильная обстановка, делает как Индию, так и страны региона уязвимыми к трансграничной экстремистской деятельности. Внешняя политика Индии все больше сосредоточена на взаимодействии с соседними регионами для снижения этих угроз, а страны Центральной Азии ищут партнёрства, способствующие укреплению их возможностей в борьбе с терроризмом. Обе стороны признают, что противодействие терроризму, радикализации и незаконному обороту оружия и наркотиков крайне важно для региональной стабильности, которая, в свою очередь, поддерживает экономическое развитие и привлечение инвестиций.

Тесно связанной с контртерроризмом является необходимость решать транснациональные нетрадиционные угрозы безопасности, особенно киберугрозы. По мере того как цифровая инфраструктура становится фундаментальной для национального развития, как Индия, так и страны Центральной Азии сталкиваются с высокотехнологичными кибератаками, угрожающими критической инфраструктуре и системам управления. В ноябре 2025 года Индия провела Стратегическое киберучение, объединившее агентства по кибербезопасности и национальные команды реагирования на инциденты (CERT) всех пяти стран региона, что демонстрирует коллективную приверженность развитию технических возможностей и политических рамок для борьбы с киберпреступностью и повышения устойчивости. Учение подчеркнуло понимание того, что современное сотрудничество в области безопасности не ограничивается традиционными военными сферами, но должно охватывать новые области, такие как киберпространство и искусственный интеллект, где сотрудничество строит доверие и усиливает коллективные оборонные возможности.

Еще одним важным фактором является меняющийся геополитический контекст Евразии, где Центральная Азия находится на перекрестке конкуренции крупных держав. Региональные структуры, ориентированные на безопасность, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), предоставляют возможности для расширения многостороннего сотрудничества. Взаимодействие Индии с Центральной Азией в области обороны и безопасности добавляет многовекторный элемент, дополняющий более широкую внешнюю политику Индии по стратегической автономии. Хотя у Индии нет прямого сухопутного доступа к Центральной Азии, она использует многосторонние платформы и двусторонние отношения для обеспечения своего ключевого участия в региональных диалогах по безопасности.

Факт того, что министры обороны пяти стран Центральной Азии недавно встретились впервые и провели совместное военное учение «Бирлик 2025», отражает региональный импульс к укреплению коллективных структур безопасности, даже при балансировании отношений с крупными державами. Ежегодный диалог национальных советников по безопасности Индии и Центральной Азии помогает решать ключевые региональные вопросы и развивать многостороннее сотрудничество. Кроме того, Индия проводит военные учения, такие как KazInd (Казахстан), Khanjar (Кыргызстан) и Dustlik (Узбекистан), для повышения совместимости сил.

Региональная инфраструктура и развитие связей также влияют на оборонное и безопасностное сотрудничество. Земельно замкнутая география Центральной Азии делает инициативы по связности критически важными для экономической интеграции и стратегического взаимодействия. Проекты, такие как Ашхабадское соглашение и Международный транспортный коридор «Север–Юг» (INSTC), направлены на соединение Центральной Азии с Южной Азией, Ближним Востоком и Европой. Присоединение Индии к Ашхабадскому соглашению в 2018 году и активное участие в транспортных коридорах подчеркивают интерес к развитию сухопутной связности, обходящей традиционные узкие места и усиливающей экономическую взаимозависимость.

Учитывая эти факторы, существуют веские причины для укрепления оборонного и безопасностного сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии. Прежде всего, укрепление сотрудничества повышает взаимное доверие и укрепляет общие обязательства по борьбе с терроризмом, экстремизмом и киберпреступностью.

Кроме того, усиленное сотрудничество может служить стабилизирующим фактором в регионе, отмеченном конкуренцией крупных держав, и способствовать стабилизации ситуации в Афганистане. В октябре 2025 года советники по национальной безопасности Индии и стран Центральной Азии обсудили согласованные планы по стабилизации Афганистана через взаимодействие с режимом Талибана для решения общих проблем безопасности, улучшения связности и стимулирования экономического развития, подчеркнув необходимость регулярного диалога по борьбе с терроризмом, радикализацией, экстремизмом и наркотрафиком.

Вовлекая Центральную Азию в значимые оборонные партнерства, Индия способствует формированию многополярной архитектуры безопасности, которая сдерживает доминирование любой одной державы и сохраняет суверенитет малых государств. Это соответствует стратегической автономии Индии и стремлениям стран Центральной Азии к диверсифицированным альянсам. Наконец, прочные оборонные отношения создают институциональные связи, такие как регулярные диалоги, совместные учения и единые политические рамки, которые необходимы для долгосрочной стабильности и предсказуемости региональных отношений.

-