Наши фильмы на кинофестивале в Китае

С 3 по 7 июля 2025 года в Юнчуаньском районе китайского мегаполиса Чунцин проходит международный кинофестиваль стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), передает агентство «Kazinform».

Фестиваль нацелен на развитие гуманитарного обмена и расширение сотрудничества в области кино между государствами-участниками ШОС. Казахстанскую делегацию представляют эксперты Министерства культуры и информации Республики Казахстан, Государственного центра поддержки национального кино, Национальной киностудии «Казахфильм» им. Ш.Айманова, а также ведущие отечественные продюсеры и режиссеры.

В состав конкурсной программы «Золотая камелия» вошли 20 полнометражных кинокартин – по две от каждой из стран-участниц. Казахстан представит киноленты «Операция Набат» и «Братья». Фильмы уже прошли широкий прокат.

«Операция Набат» снят в 2024, «Братья» в 2022. «Операция Набат» (режиссер Рашид Сулейменов) – основанная на реальных событиях драма о громкой спецоперации казахстанских силовых структур. Фильм снят на киностудии «Казахфильм» при поддержке Министерства культуры и информации РК и Центра кино Казахстана.

В основе фильма история о том, как в феврале 1992 года на юге Казахстана сбежавшие заключенные захватили пассажирский автобус. Операция «Набат» до сих пор является гордостью специальных служб, потому что в ее ходе не было жертв. За одну ночь команда «А» отработала операцию освобождения, которую изучают в учебниках по всему миру. Авторы фильма постарались создать напряжение за счет постоянного передвижения и споров среди высоких начальников. Драму поддерживали образы заложников, среди которых были и дети.

По-настоящему напряженной должна была стать сцена с мальчиком, которого преступники направили за едой и рацией при этом удерживая мать ребенка, приставив пистолет к ее голове. Эта сцена проговаривалась и документальном фильме Адили Норузовой «Февральский набат», который в 2016 году выпустил канал КТК. Нужно отметить, что авторы вывели отдельную сюжетную линию мальчика и его мамы, добавив зрителям мотивацию для сопереживания.

А вот что действительно не придумано, так это побег водителя. Не доезжая до аэропорта в Шымкенте, где уже была команда «А» для штурма, водитель заехал на заправку и там, улучив момент, сбежал. Нужно было срочно искать кого-то на замену, потому что уставшие и раздраженные преступники угрожали расправой над заложниками. Ситуация была опасной, но в фильме ее разрешили не так, как в реальности.

В историю операции «Набат» вошел дальнобойщик из Самары Александр Чехонин, которого на дороге остановили сотрудники милиции и попросили сесть за руль автобуса вместо сбежавшего водителя. Увидев в автобусе детей, которых держали под дулом пистолетов, мужчина согласился и всю оставшуюся дорогу вел себя героически.

В фильме вместо случайного дальнобойщика за руль садится офицер КГБ. Учитывая, что фильм поддерживался со всех возможных официальных сторон, главная его задача выполнена: полиция и сотрудники КНБ выглядят очень героически и патриотично. Фильм хорошо вписывается в тематику фестиваля и идеологию стран ШОС.

«Братья» (режиссер Дархан Тулегенов) – фильм, получивший более 15 международных наград, включая премию «Spirit of Cinema» на «Oldenburg International Film Festival» в Германии. Картину создала студия «Golden Man Media» при поддержке Министерства культуры и информации РК и Государственного центра поддержки национального кино.

Премьера драмы Дархана Тулегенова, снятой компанией «Golden Man Media» при поддержке Государственного центра национального кино, состоялась на немецком кинофестивале в Ольденбурге – «Oldenburg International Film Festival» в сентябре 2022 года. Там картина была отмечена специальным призом жюри – наградой «Spirit of Cinema» (Дух кино).

Картина рассказывает о двух братьях, разлученных обстоятельствами и долгое время не знавших о существовании друг друга. Оба живут в современном Казахстане, но ощущение, что в двух параллельных реальностях, которые почти никогда не соприкасаются. Старший брат Акжол выживает в казахоязычном мире, он – воспитанник детдома, который только что выпустился и определен государством в общежитие, младший – русскоязычный Дален ученик музыкальной школы, подающий надежды скрипач, который живет вместе со своей тетей и ее обеспеченным супругом. У них красивый дом, ужины под аккомпанемент скрипичной музыки и еженедельные походы в церковь.

У Акжола же в качестве зацепок за эту жизнь лишь старое фото отца, которого он никогда не видел вживую. Чтобы найти свою точку опоры в мире, он хочет отыскать отца. Но находит больше – брата.

Фильм начинается со сцены в церкви: пастор читает притчу о блудном сыне из Евангелия, а режиссер, благодаря этому эпизоду, создает особое метафорическое кинопространство, в котором закладывает еще один слой для зрительских размышлений – может быть, эти неприкаянные дети ищут отца не земного, а мифического, небесного? Неслучайно ведь в картине герои как бы невзначай проговаривают почти религиозные вещи, например, в одной из сцен брат спрашивает другого: «Ты реально думаешь, что Он есть?». Только вот проводниками к Нему станут не религиозные служители, а обычные люди – например, среднестатистический казахский таксист, с которым любой пассажир всегда на границе миров (этого таксиста играет удивительный по своей органике Ерболат Алкожа).

У евангельской притчи о блудном сыне, с которой и начинается кино, десятки интерпретаций: для одних история двух братьев – это история взаимодействия язычников и христиан, для других – это рассуждение о собственной греховности, для третьих – миф о потерянных душах и духовном росте, который часто идет через потерю самого дорогого, для четвертых – исследование темы зависти и границ истинной братской любви. Все эти смыслы легко можно перенести и на фильм Дархана Тулегенова, «Братья» могут стать как притчей о взаимоотношениях разных слоев нашего социума, так и грустным эссе о потере корней, деконструкции главной базы общества – семейных уз – и невозможности их восстановить.

Точно так же они могут стать историей о потерянных душах, киноисследованием границ братской любви – трактовок может быть множество. Картина говорит настоящим языком кино, при помощи образов и лаконичных, но эффектных сцен. Взять хотя бы эпизод, где Акжол впервые видит своего брата-музыканта на концерте – с одной стороны, простой парень впервые соприкасается с миром высокого искусства и понимает, как он ему чужд, с другой стороны, по экспрессии, темпераменту и буйству музыканта он понимает, что тот ему родной. Они одной крови.

Жюри фестиваля включает 9 известных кинематографистов из стран ШОС, в том числе казахстанского продюсера Тасболата Мерекенова. Председателем жюри выступает известный китайский продюсер и сценарист Жэнь Чжунлунь. Победители фестиваля определены в 10 номинациях, включая «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», а также актерские номинации.