Молдагулов работал заместителем руководителя областной территориальной Инспекции лесного хозяйства и животного мира.
Но в декабре 2020 года (именно в это время он, по версии обвинения, и совершил правонарушения) исполнял обязанности первого лица. Летом того же года Молдагулов получил выговор из министерства и, когда всем светила премия ко Дню независимости, он такого блага был лишен – не истек срок действия наказания. Согласно обвинительному акту, такое положение дел и. о. руководителя не устраивало. И он решил компенсировать свои потери за счет сотрудников. Вызвал в свой служебный кабинет руководителей отделов Б. Айткужинова и Д. Тажибаева и велел собрать с подчиненных часть их премий. Что те и сделали.
Айткужинов собрал с трех сотрудников по пятнадцать тысяч тенге, столько же присовокупил от себя и передал 60 тысяч Молдагулову в его кабинете. Тажибаев собрал с двух сотрудников 25 тысяч тенге и тоже отдал начальнику.
В результате того сейчас обвиняют в превышении власти или должностных полномочий и мошенничестве Все, кто решил поделиться премией с начальником, теперь официально потерпевшие. Хотя большинство утверждают: давали деньги добровольно. Некоторые, например, Достан Назаров даже заявление на Молдагулова писать не хотел. Но, по его словам, в антикоррупционной службе настояли. В суде выяснилось: поборы в инспекции были системными. Это касалось не только премий, но и командировочных.
Отправляли человека на день в командировку, документы оформляли на три дня. «Излишки» изымались. Были случаи, когда намеченная командировка срывалась, в таком случае полагалось вернуть всю сумму командировочных. Кому? Назаров говорил: через Тажибаева Молдагулову.
Сегодня в суде допросили в качестве свидетеля теперь уже бывшего начальника отдела Инспекции лесного хозяйства и животного мира (как и некоторые другие, он предпочел сменить место работы) Даута Тажибаева.
По поводу командировочных он вспомнить ничего не мог. А насчет премиальных рассказал: - Молдагулов позвал меня в кабинет, спросил о работе. Потом спросил, не могут ли ему сотрудники, которые получили премии, оказать материальную помощь. Большинство согласилось. Ко мне подошел главный специалист другого отдела Назаров, сказал, что поможет… Туралин тоже передал деньги, я отдал их Молдагулову…
- Почему сначала в антикоррупционной службе вы отказывались давать показания? – спросил у свидетеля прокурор.
- Когда первый раз вызвали, я испугался и не стал давать показания. Потом обратился к адвокату…
Любопытный факт: деньги с сотрудников Тажибаев собрал, а вот сам, в отличие от коллеги, Б. Айткужинова, который по просьбе Молдагулова тоже собирал с подчиненных деньги, не вложился.
Обвинитель в суде задавал потерпевшим вопрос, существенна ли для них сумма, которую пришлось отдать. Видимо, чтобы доказать обратное, сегодня адвокат подсудимого Сардарбек Шаекенов озвучил суммы премий, которые в 2020 году получили сотрудники инспекции: от 400 тысяч до миллиона.
А могли не делиться с начальником? Делились, похоже, охотно. Данияр Туралин был в отпуске, но, когда ему позвонили и «попросили» оказать Молдагулову материальную помощь, он снял деньги с карточки и привез на работу. Никто им напрямую не угрожал, только все знали: грядет реорганизация и возможно сокращение штатов.
Сегодня другой свидетель, Бибигуль Абдигалиева подтвердила: реорганизация действительно была. Число работников по штату спускали сверху, а вот кого оставить на должностях, решали в самой инспекции.
Процесс продолжится на следующей неделе.