В суде №2 Костаная на этой неделе продолжили рассматривать уголовное дело заместителя начальника следственного управления ДП полковника Айгуль Мамановой.
Напомним, ее обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, которое выразились в том, что она собирала деньги с сотрудников управления, а также региональных подразделений. Средства шли на так называемые имиджевые мероприятия, на покупку книг, в частности, комментариев к Уголовно - процессуальному кодексу, на поощрения лучших сотрудников, а также на подарки ветеранам. Причем, не только Костанайской области. Собранные деньги переводились также в МВД. В деле фигурирует сумма в миллион десять тысяч сто пятьдесят тенге. Обвинение полагает, что они были добыты Мамановой преступным путем.
Одно из трех проведенных на этой неделе судебных заседаний было закрытым. По делу проходят девять потерпевших, показания которых депонированы. Другими словами, эти люди проходят под вымышленными фамилиями. Свои показания по делу Мамановой они давали судье специализированного следственного суда. Затем эти показания просто передаются судье, ведущему процесс. Только он знает настоящие данные потерпевших. Их депонированные показания еще огласят. Однако некоторую завесу приоткрыла повторно допрошенная в суде следователь управления собственной безопасности Татьяна Сидорова, которая вела дело. Практически все свидетели, которых допрашивали непосредственно в суде, утверждали: переводили деньги на имиджевые мероприятия добровольно. Однако Т. Сидорова заявила при допросе, что потерпевшие ни о каких имиджевых мероприятиях не говорили. Утверждали, что им просто велели передать деньги. А если были возражения, то (это следует из переписки), следовал вопрос: «Мне что, зайти к начальнику?». По словам следователя, многие сотрудники полиции имеют кредиты, и, если говорят, что сдавали деньги добровольно, то только потому, что продолжают работать в системе.
Еще раз по ходатайству защиты допросилии экс-начальника следственного управления ДП Нурлана Арыстанова. Он подтвердил, что проведение имиджевых мероприятий всегда стояло на контроле МВД. Иногда собранные с сотрудников деньги перечислялись на лечение больных детей по телеграммам, приходящим официально. Иногда источником становились социальные сети, там брались адреса и переводились деньги.
- Так что, одни пожертвования обвинение считает законными, а другие – незаконными? - эмоционально говорил свидетель.Одновременно он предоставил суду квитанции по перечислению средств, которые были собраны. Удивило Нурлана Арыстанова утверждение следователя, что она не знала о сборе 950 тысяч тенге на приобретение комментария к Уголовно-процессуальному кодексу. Этот факт позже подтвердил допрошенный в суде автор этого юридического издания.
В ходе допроса других свидетелей выяснилось, что сборы денег с сотрудников – это система, которая действует по всей республике. При этом никаких протоколов не составляется. А когда чествуют руководителей высшего ранга даже областного значения, то деньги собираются со всех регионов. При этом эти самые регионы настолько к этому привыкли, что даже не интересуются, на что конкретно собирают деньги. Другое дело, что высшие чины МВД, которых также допросили в онлайн-режиме, напрочь «забыли», что поручали своим подчиненным собирать деньги с регионов, а потом заносить им. Факты перечисления, в том числе 400 тысяч тенге из Костаная, зафиксировала электронная система переводов.
И, наконец, самый любопытный факт. Его сообщил во время допроса бывший заместитель областного полицейского ведомства Костаная Нуридин Дауылбаев. По его словам, «в нормальном коллективе всегда собирали деньги». В Департаменте собственной безопасности МВД возбуждали уголовное дело по фактам сборов. Но, по утверждению свидетеля, состава преступления там нет, все сотрудники дали показания, что сдавали деньги добровольно.
Чем закончится дело Мамановой пока сказать сложно. Полковник с апреля прошлого года находится под арестом.