В апреле исполнится очередная годовщина крестьянского восстания 1919 года в Кустанае. Оно готовилось загодя, под руководством партии большевиков, но случай сорвал все планы, и пришлось начинать спонтанно, с тем, что имелось. А имелось не очень много оружия, привезенного демобилизованными солдатами с войны и дезертирами из тех же окопов. Но в плюсе было возмущение крестьян поборами со стороны колчаковской армии и насильственной мобилизацией в неё же. В Кустанае крестьяне никогда не знали крепостного права, жили и трудились на себя, совсем уж нищих просто не было. А тут корми чужую армию, прячься от карательных отрядов.

Один из таких отрядов решил устроить поголовные обыски в селе Боровском, чтобы изъять оружие, которое припрятано было в каждом огороде. Возникла стычка с приезжими, один колчаковский милиционер был убит. Сразу же из Кустаная выдвинулся отряд колчаковцев, чтобы найти и покарать виновных. Штабу по подготовке восстания, который заседал в это время во Введенке, пришлось свернуть прения и решать, что делать. Решили выступать на Кустанай немедленно. На город шли двумя отрядами по разным берегам Тобола. Один отряд через Владимировку, второй — через Александровку.
Главнокомандующим революционной крестьянской армии был Андрей Егорович Жиляев, хотя и другие, не менее опытные командиры, претендовали на эту должность. Но все они, и М.Г.Летунов, и Н.И. Миляев, решили не устраивать свару из-за званий, а сразу согласились на должности адъютанта командующего и начальника штаба. Жиляев взял на себя роль командующего крестьянской армией, которая, по самым скромным подсчетам имела вначале до 20 тысяч добровольцев, но силы ее росли по мере продвижения к Кустанаю. Белогвардейская газета «Русская армия», которая издавалась в Омске, где в то время обосновался Верховный правитель России адмирал А.И.Колчак, называла Андрея Жиляева дезертиром и конокрадом, и в этих словах была доля истины. Но он был военным человеком, прошедшим фронты первой мировой , к тому же человеком харизматичным, которому безоговорочно доверяли его бойцы. А в боях с колчаковскими карателями он показал себя еще и стратегом.
Это было в селе Жуковка, неподалеку от Кустаная. Из Кустаная прискакал разведчик, который доложил, что со стороны города по дороге движется на них отряд конных карателей. В отряде повстанцев имелся один пулемет, а все остальное оружие можно было пересчитать по пальцам. Жиляев приказал установить пулемет на чердаке стоявшей у дороги хаты, а на середину улицы выставить обоз, который якобы удирал от наступавших белогвардейцев. Каратели, завидев такую легкую добычу, ринулись на обоз, но тут ударил с чердака пулемет, и бывший фронтовик не промахнулся. Повстанцы из-за плетней поддержали пулеметчика ружейным огнем. Конный отряд шарахнулся в степь, и там наткнулся на своих же, в виде подкрепления посланных из города следом. Партизаны с удовольствием наблюдали, как белогвардейцы уничтожают друг друга, а потом оставшиеся в живых разбегаются по степи.

Это лишь малая толика, фрагмент нашей совсем забытой истории. Имею в виду партизанское движение в Кустанайских степях. Ни в одном учебнике истории уже не найдешь почти ничего об этих событиях, и есть, наверное, смыл кое-что рассказать о них. А пока вопрос: события тех лет как-то отмечены на карте города? Была одно время у нас улица Повстанческая, теперь она Касымханова. Назовите еще хотя бы парочку отметин на карте города, которые напомнили бы нам о крестьянском восстании Андрея Жиляева. Не считая, конечно, расстрельной стены во дворе Народного дома.
Ваши ответы ждем в пятницу, 28 февраля, с 10.00 до 12.00. В виде текстового сообщения на редакционный WhatsApp «КН» 8-777-442-11-22. За правильный ответ – фирменный подарок «КН»!