При этом стоимость этих самых продуктов за прошедший год существенно выросла. Пришло время затягивать пояса потуже?
Новые рекорды
Размер предельной маржи определен Министерством торговли и интеграции РК. 15% – это максимально возможная торговая накрутка от отпускной цены производителя или закупочной оптовой цены. Меньше накручивать можно, больше – нельзя. Эта мера призвана регулировать цены. Еще одна мера сдерживания – это установление предельных цен на продукты из социального списка.
– С начала года цены выросли на рекордные за последние пять лет 2,8%. Более того, вопрос по установлению предельных цен – это необходимая мера, поскольку ситуация вышла за рамки. Наценка происходит «кумулятивно», в связи с чем наблюдается рост цен по ряду продуктов, когда одновременно производитель и посредник и конечное звено хотят больше заработать, – отметил министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов на селекторном совещании 12 марта.
В 2020 году данной мерой в Костанайской области воспользовались в связи с режимом ЧП. Затем от нее отказались. Между тем в ряде областей Казахстана чиновники вновь прибегли к предельному ограничению цен. Так, за последние месяцы этим правом воспользовались в Алматы и Западно-Казахстанской области. Северный регион в этом плане пока бездействует.
Нет желающих
По словам руководителя департамента по работе со стабфондом АО «СПК «Тобол» Мадины Махмутовой, в прошлом году торговая наценка на товары, выбираемые магазинами из стабфонда, составляла 10%. Однако здесь есть проблема почище, наценивать, вероятно, скоро будет не на что. До сих пор не заключены договоры на поставки сливочного масла и куриного мяса. В стабфонде их нет вовсе. Появятся ли? Большой вопрос.
– Ранее мы заключали форвардные договоры, производители могли назначать свою цену, можно было договориться. Теперь всё проходит через портал госзакупок. Производители не хотят участвовать в конкурсе, потому что цена на их продукцию отныне не должна превышать среднюю по области (зачастую она ниже реальной. – Прим. авт.), плюс за участие в конкурсе нужно оплатить определенную сумму. Им проще работать со своими постоянными клиентами, не сотрудничая со стабфондом. А принудить их к участию в конкурсе никто не может, – отмечает Махмутова.
Что это значит для потребителя? Нет, масло и курица с прилавков не исчезнут. Но! Если произойдет резкое подорожание, купить эту продукцию по старым, более приятным, ценам возможности не будет. А такие истории для костанайского рынка не внове: в конце прошлого года куриные яйца резко поднялись в цене до 500 тенге. Со стабфонда их отпускали по 270 тенге. Большая разница.
А смысл?
За соблюдением торговой накрутки призваны следить мониторинговые группы из числа работников местных исполнительных органов. Однако реально штрафовать за превышение цены возможно лишь в том случае, когда есть порог – те самые предельные цены. Если нет, проводится длительное расследование, которое зачастую ни к чему не приводит. Ведь за мешок картошки, реализованный по завышенной цене, в Казахстане не наказывают.