Дело слушается в суде N 2 Костаная. Директор теплоэнергетической компании Аскар Бекпаганбетов дал показания первым в самом начале процесса.
Его допрашивали полтора дня. Столько же потребовалось на допрос трех подсудимых, оказавшихся на одной скамье с руководителем предприятия. Это заместитель – главный инженер Вячеслав Плотников и два предпринимателя - заместитель директора ТОО «Алатау Строй-2009» Тулеген Турлугуров и директор ТОО «Теплоэнергомонтажстрой» Рустем Зиннатуллин. Все они вину не признают.
Аскара Бекпаганбетова обвинение считает организатором хищения бюджетных средств по предварительному сговору. Все остальные проходят по делу как пособники. Речь идет об ущербе государству в размере почти 80 миллионов тенге. Кроме того, директора КТЭК обвиняют в незаконном участии в предпринимательской деятельности.
Показания в суде Вячеслава Плотникова оказались конкретными и профессиональными. Он отлично владеет ситуацией, не зря же, когда Бекпаганбетова взяли под домашний арест, он до конца сентября прошлого года, по сути, руководил КТЭК. Его команда полностью подготовила в Костанае отопительный сезон, оставив на счетах предприятия 700 миллионов тенге. Год же, по словам Плотникова, теплокомпания закончила с убытком. Хотя в предыдущий год, когда ей руководил Бекпаганбетов, даже давала прибыль, а тарифы для населения уменьшались. Вячеслав Плотников четко обосновал систему ремонтов оборудования ТЭЦ, разложил, какие деньги и в каком размере были потрачены. Назвал две ошибки обвинения. Во-первых, он не является лицом, приравненным к тем, кто уполномочен выполнять госфункции, следовательно, его действия не могут считаться коррупционными. Во-вторых, собственные средства предприятия – это не бюджетные средства. И предприятие имело право через тендер делать на них закупки материалов для ремонта. Объяснил подсудимый и то, почему именно его подпись стоит под результатами конкурса. «Я являлся представителем организации по приказу руководителя и доверенности», - заявил Плотников.
Почему у обвинения такое пристальное внимание к проведенным КТЭК тендерам? Потому что их выигрывали «Алатау Строй-2009» и ТОО «ТЭМС». Обвинение полагает, что эти предприятия – аффилированные с Бекпаганбетовым. В частности, «АлатауСтрой—2009» принадлежало брату директора КТЭК, потом учредителем стала его мать. Другая фамилия – гарантия, что не будет вопросов. При допросе в суде Тулегену Турлугулову пришлось давать по этому поводу объяснения. По словам подсудимого, по сути, он ничего не знает. Зато в полном недоумении, почему именно он находится на скамье подсудимых. Все документы подписывала директор ТОО Кушенова. В его обязанности входило привезти и потом забрать в КТЭК договоры, бывать на ТЭЦ, где шли ремонтные работы. Он видел, что там производили сварку, выносили старые трубы, приносили новые.
- Видел своими глазами, - говорил Турлугулов, - котлы стоят, горелки заварены! Как я мог ввести Кушенову в заблуждение? Не пойму, в чем моя вина.
- Документы непосредственно подписывала директор, - объяснял другой подсудимый, Рустем Зиннатуллин. – Но деловые вопросы решали с Турлугуловым. Я сказал ему, что купил горелки. А дальше все вопросы решал с Кушеновой. Я ей по горелкам свою цену сказал…
После допроса подсудимых должны состояться прения. Но до этого надо решить вопрос о назначении по делу дополнительной экспертизы. Как выяснилось в суде, все привлеченные следствием эксперты не имели полного пакета документов. И в своем заключении часто писали, что нет возможности ответить на тот или иной вопрос. Прокурор за то, чтобы дополнительную экспертизу назначили. Большинство адвокатов считают, что надо заключения экспертов просто исключить из числа доказательств. Теперь слово за судом.
Татьяна Башкатова