Таких скандалов в регионе давно не было: известный в области доктор наук оказался мошенником, который с подельником-другом директором банка уложил в карманы более трети миллиарда тенге.
Причем кинул доктор самых близких людей: в итоге от одного его родного племянника ушла жена с детьми, а другой повесился и написал о причине самоубийства в предсмертной записке.
«Скромный» особняк в самом центре Костаная теперь в списке арестованного имущества. Его владелец – доктор филологических наук, известный в регионе преподаватель Кеулимжан Нурмухаметов, как нам сообщили неофициальные источники, расплакался перед последним допросом. Но не по причине конфискованного имущества (там длинный список), в окно увидел сына-школьника, которого привели близкие. Сейчас на допросы Нурмухаметова этапируют – он уже осужден, но будет ли этот срок окончательным?
Еще вчера близкая подруга семьи Нурмухаметовых заведующая кафедрой Костанайского пединститута Сауле Канапина сегодня благодарит не своего наставника Кеулимжана, а финансовых полицейских. Это они раскрутили дело. «Мамельбаева И.П. сумела довести дело до суда, и у меня появилась вера в справедливость. Я прошу довести до нее и всех сотрудников финполиции благодарность за службу...» – это цитата из письма Сауле Канапиной руководству ДБЭКП по Костанайской области.
Следователь отдела по раскрытию экономических и финансовых преступлений Индира Мамельбаева говорит, что это дело было не самым простым – множество свидетелей, экспертизы, порушенные судьбы людей.
Коле (так коротко зовут Кеулимжана знакомые) преподаватель Канапина считала себя обязанной, это он помог ей с защитой кандидатской. Поэтому, когда однажды попросил дать ему документы на квартиры (у педагога их две – своя и подруги, записанная на нее), Канапина не отказала. Уже сейчас говорит, что просто доверяла своему наставнику. А наставник тем временем, получив документы на квартиру, выписал справку о том, что Канапина работает в некой фирме «Прагма» и получает зарплату 2 миллиона тенге. Крутая подработка для педагога! А в «Прагме» между тем директор – сам Коля. Все это нужно было, чтобы получить в банке кредит под залог квартир, и Коля кредит взял – 22 миллиона тенге.
Канапина таким образом пополнила список обманутых Колей людей. В их числе – самые близкие родственники и друзья. «И это, просто исходя из норм морали, не может не вызывать возмущения», – рассказывала нам следователь отдела по раскрытию экономических и финансовых преступлений Индира Мамельбаева.
Вскоре преподавателю Канапиной позвонили из банка и сказали, что нужно платить по процентам. В шоке после таких сообщений была не она одна. Используя документы двоих родных (!) племянников, Коля так же взял кредиты, суммы которых исчисляются десятками миллионов тенге. Итог – не только финансовый ущерб семьям, итог – трагедии. Один племянник после таких новостей повесился и в предсмертной записке указал, что по просьбе дяди оформил злополучный кредит. Остались жена и дети. От другого племянника супруга после этой истории ушла.
В общей сложности Коля нагрел банки более чем на треть миллиарда тенге! Квартиры оценивались значительно дороже реальной стоимости, в кредитных делах полно подложных документов, а наличные Коля лично забирал – причем порой в то время, когда в банке были уже вечерние – нерабочие – часы. Это потому, что у Коли был друг-подельник – директор Костанайского филиала «Нурбанка» молодой Азамат Саутов. И еще большой вопрос, сколько бы денег вытащили из банка товарищи, если бы Саутов не уволился.
Суд за мошенничество в крупном размере приговорил Кеулимжана Нурмухаметова к пяти с половиной годам колонии. Во время следствия Коля был под подпиской о невыезде, свою вину не признавал. И когда в зале суда огласили приговор и конвой начал надевать на Колю наручники, он едва не упал в обморок. Подельник – директор филиала банка Саутов – проведет за колючей проволокой пять лет.
А что касается обманутых людей, то они ждут, когда имущество Коли будет распродано. Тогда и будет решаться вопрос по возврату квартир и тех денег, которые люди платили за Колю в банк в виде процентов по кредитам. Сейчас, как нам стало известно, жена Нурмухаметова вынуждена снимать квартиру. Особняк, огромный банный комплекс, ряд магазинов и баз сейчас под арестом. Не бедствовал Коля. Правда, все эти объекты под обременением – заложены в банках, – так что сами судите о шансах людей вернуть свои деньги и жилье.
Кстати, 9 лет назад «КН» писали о том, как Нурмухаметова обвиняла мама одной абитуриентки. Он тогда возглавлял факультет казахской филологии Костанайского госуниверситета и просил с женщины 300 долларов в обмен на гарантию поступления. Ошибка гражданки – она сначала деньги дала, а потом пожаловалась. В итоге до уголовного состояния дело не довели. О позоре вскоре забыли. Это уже потом, как следует из этого дела, филолог Коля развернулся. Причем, насколько широко, станет известно позже. Нурмухаметов хоть уже и сидит, но продолжает ездить – под конвоем на допросы. Финполицейские расследуют еще одно дело, и уже по другому банку, где он также кредитовался. Так что продолжение следует, только бы оно было без таких трагедий, как с племянниками доктора наук.
ол