Случай наиредчайший. В Мендыкаринском районе учитель физкультуры стал директором школы. Кому от этого хорошо?
Капуста на мячи
В его кабинете на столе: фото коллектива школы, словно родной семьи, спортивный кубок с выбитыми словами «Памяти друзей» и стопка классных журналов.
– Ну что тут скажешь, – Нурша Абаев явно смущен. Он вообще всячески переводил наше внимание на своих подопечных. – Я закончил эту самую школу в поселке Красная Пресня. Вернулся из армии, и с другом заодно поступил на ветеринара. Друг так и работает по своей профессии, а я вот переквалификацию прошел. И не предположил бы в молодости…
Больше об этом молодом улыбчивом мужчине нам рассказали сельчане и случай. В первый раз мы оказались в Красной Пресне, когда готовили материал о фильме, снятом в советское время про этот поселок. Местные посоветовали заскочить в школьный музей. Мол, там о краеведении всё знают. Заскочили. Лето, ремонт, найти кого-то сложно. Идет мужчина. Мы, мол, так и так, про фильм всё выясняем. «Давайте-ка я вам нашего краеведа привезу, он и про музей расскажет. Я сейчас мигом за ним смотаюсь. Или вам музей пока открыть? Чтоб не скучали».
Повел, открыл, всё рассказал, да с душою, с эмоциями. Мы и уточнили, а как зовут-то собеседника, вдруг для материала пригодится. «Нурша Абаев», – говорит. « А вы здесь кем работаете?» – спрашиваем. «Директором», – спокойно выдает мужчина. Мы какое-то время просто восхищенно глазели на этого человека. Без апломба, скромный, общительный. Уж журналистский брат знает, как, порой, сложно переступить через бюрократию в системе образования. В общем, были восхищены.
Что про него говорят сельчане? Вспоминают, как всё началось с футбольного кружка. Как-то сразу сумел Нурша объединить вокруг себя молодежь. И соседние поселки на соревнования приезжать стали. Жизнь тогда, в советское время, в Красной Пресне кипела.
– Название-то наше – от улицы в Москве, – объясняет Абаев. – Вот и дружили всегда мы с москвичами крепко. Сколько известных актеров здесь перебывало! А хоккей был поставлен на такой уровень у нас, что в области всем нос утирали. Форму хоккейную нам как раз москвичи везли. С яркими алыми буквами «Красная Пресня». Это ого-го, как звучало! Помню, мы про соревнования по футболу услышали. Мол, будут проходить в Москве. Рванули. Приезжаем, а там как раз 1 мая. Гостиницы битком, мест нет. Тогда в Краснопресненский райком пошли. Говорим, мы вот из казахстанского поселка приехали, из Красной Пресни. Тут же звонок: «Тут наши казахстанцы приехали!» И всё. И гостиница, и обед в тот же миг. Такая дружба была.
Но к моменту, когда Нурша начал вести физкультуру в местной школе, всё как раз закончилось. Разгар 90-х. Дружба с Москвой резко прекратилась. Да и вообще всё на несколько лет было в ступоре. Абаеву достался неотапливаемый зал и полное отсутствие «живого» спортинвентаря.
Сельчане и сегодня вспоминают как Нурша тогда отчаянно спасал спорт в Красной Пресне. Он предложил посадить школьный огород. Сам с детьми, учителями и родителями сажал, поливал, собирал. В общем, урожай капусты был реализован. У школяров появились не только мячи, но и своя футбольная форма. Заказывали ее в Челябинске, в Костанае с материалом была напряженка.
– Почему именно форма? – объясняет педагог. – Чтобы пацаны загорелись.
И дело пошло. Деньги на спортзал просить было не у кого. И его из аварийного состояния снова своими силами вывели краснопресненцы. Во главе с тем самым физруком. Сами красили, белили, перестилали пол… В 2005 году в поселке открылся новый спортзал. И с того момента спортивная жизнь, да и вообще жизнь в Красной Пресне, начала новый отсчет.
Крокодил от директора
Когда предыдущего директора провожали на пенсию, за Абаева просил весь коллектив школы. Районный отдел образования от такой идеи был не в восторге. Все-таки физрук, пусть и отличный, директору шире нужно на всё смотреть. Но когда до райцентра дошли рассказы сельчан о Нурше, как о подвижнике, стена недоверия пала.
И выиграли от этого все. В школе множество спортивных секций, в этом году восстановлен корт. Выпускники продолжают идти по спортивной линии и становятся призерами в различных видах спорта. Но это всё ожидаемо. А вот то, что у школы появилась душа, ожидали не все.
– Раньше ведь какие школы были, – Галина Голубева учила физике краснопресненцев 47 лет. – Кабинеты бледные, панели скучно-зеленые, коричневая доска. Мрачновато, если честно. А сейчас всё яркое, мебель удобная и красивая, шторы какие! В такой школе и учиться хочется. Я рада, что именно такая команда здесь после меня работает. Сама их всех учила. Меня на пенсию долго не отпускали, 10 лет. Физиков ведь дефицит на селе. А тут ученик еще один мой вернулся – Жанибек Бермагамбетов. Так я ему торжественно бразды и передала. Приходит за советом, я захожу. Так и должно быть. Сегодня это не школа, а настоящий дом. Да, когда-то Красная Пресня гремела. А потом… Я без слез вспоминать это не могу. Потому спасибо нынешнему коллективу школы, что уберегли, да еще и наверстали.
Школа действительно сегодня объединяет сельчан. Зимой вместе лепят фигуры из снега. Причем под прошлый Новый год в школьном дворе появился 8-метровый крокодил. Его лепил лично директор школы. Еще он сам фотографирует, пишет в местную газету, играет на домбре и очень точечно подбирает кадры. Нынешний физрук перенял у коллеги главное – учитель физкультуры должен не только говорить, но и показывать своим примером.
Пришкольный огород, кстати, продолжает свою жизнь. Каждый год во дворе школы появляются всё новые объекты. Тут и своя метеостанция, и туристический лагерь, уже разработаны эскизы современных детских площадок в рамках программы «Развитие регионов». Будет как в городе, уверенно кивает директор. Он заново учит сельчан побеждать. Как раньше. Кстати, именно краснопресненский мультимедийный проект признан лучшим в области, здесь сильный учитель информатики. Этой зимой школяры впервые с 1988 года выехали и на областные соревнования по хоккею. Проиграли.
– Ничего. Это наша первая попытка, – рассуждает Абаев. – Спорт объединяет. Это я давно понял. А у этих детей родители в свое время побеждали. Генетическая память взыграет, ее лишь раскачать. И всё получится.
При нас к директору зашел старшеклассник. Что называется, вызвал на футбольную дуэль «отцы и дети». «Продуете же», – спокойно заметил Абаев. «Не-а!» – уверенно хмыкнул мальчишка. В этот момент снова не верилось, что перед нами директор школы. Зато верилось, у его школяров есть будущее. И у них получится.
47 лет Галина Голубева преподавала здесь физику. Ушла на пенсию, когда учительствовать в школу вернулся её ученик Жанибек Бермагамбетов.
Свои!
Об этом нельзя не сказать отдельно. Краснопресненцы – эдакая мафия в самом сплоченно-дружеском понимании этого слова. Два раза в неделю юные хоккеисты выезжают в Костанай, тренируются в Ледовом дворце. Для них арендуют корт земляки, уже вставшие на ноги в Костанае. А на хоккейный турнир памяти Сергея Никитенко (он дал старт именно хоккею в Красной Пресне) приезжают бывшие сельчане даже из Алматы. В Костанае уже много лет играет команда по мини-футболу под названием «Красная Пресня». Понятно, откуда и тут ноги растут.
Сейчас, с вступлением Казахстана в Таможенный союз, Нурша Абаев и вовсе настроен вернуть былую дружбу с россиянами. Не с москвичами, конечно, а с ближайшими соседями – российскими областями. Будут приглашать на соревнования, на концерты, выезжать сами. Живя в приграничной зоне, пропагандировать дружбу народов – это святая обязанность каждого костанайца. Так считает Абаев.
Этим летом в Костанае состоялся матч с «Легендами хоккея». Было много шума, ностальгии, восторга. На лёд выходили настоящие звёзды. Но местные бывалые хоккеисты зацепились взглядом и за трибуны. Целая команда в ярких футболках, на груди каждого словно горели два слова – «Красная Пресня». Даже у мужчин выступали слёзы радости на глазах. Не верилось. Вернулись…
P.S. А еще в директорском кабинете мы нашли книгу для гостей поселка Красная Пресня. Там запись: «Огромное спасибо директору школы Нурше Абаеву за то, что приютил нас, несчастных пассажиров автобуса, застрявшего в буран на трассе. Сельчане привезли, накормили, обогрели, даже концерт устроили. Это 8 марта 2013 года нам запомнится на всю жизнь. Мы убедились, что мир не без добрых людей. А где они живут, мы теперь точно знаем!» Что тут скажешь? Без комментариев.