В правительстве РК этот рост объясняют по-разному: то изменением котировок на нефть, то низкой доходностью розничной торговли, то ремонтом российских НПЗ, поставляющих топливо в Казахстан. То просто опасением возникновения дефицита бензина. Но все эти доводы бледнеют перед аргументами специалистов, которые довольно убедительно говорят, что такого повышения могло бы и не быть.
Впрочем, мы отходим от сослагательного наклонения и руководствуемся тем, что есть. Хотя бы для того, чтобы понять, как отразился рост этих цен на жизни рядового костанайца, которому, предположим, не надо часто покупать бензин для своего личного автомобиля. Ну, допустим, изменились ли расценки на услуги такси? И после телефонного мониторинга – обзвонили восемь фирм – узнали, что лишь одна из них приподняла свои расценки примерно на 30-40 тенге.
А как же отреагировали на это экономическое событие дальнобойщики? Оказывается, и здесь практически нет никаких перемен: как было в среднем 100 тенге за один километр перевозок, так пока и остается. Эту категорию, оказывается, волнует цена зимнего дизтоплива, которую правительство, к сожалению, не регулирует. Что касается стоимости проезда на городском транспорте, то перевозчики, конечно же, и хотели бы ее поднять, но вряд ли местные власти дадут добро. Тем более что в этом году уже было такое повышение.
Вот и получается, что мы сегодня пока не видим особо резких перемен в связи с ростом цен на ГСМ. И в то же время не стоит благодушно воспринимать новые ценники на АЗС. Они обязательно «всплывут» в предстоящих тарифах и в стоимости товаров и услуг.