На Доске почета в Рудном рядом с портретами передовиков ССГПО и бронзового призера Олимпиады Ивана Дычко есть теперь и два молодых лица.
Колю Шукайло и Мурата Кенжебаева в свое время объединили юный возраст, посёлок Перцевка и героический поступок, по поводу которого семь лет назад гудела вся область. О нем наверняка бы сейчас и не вспомнили, да семья Джанчураевых не дает забыть.
Семь лет назад
От Перцевки до Тобола рукой подать. И это соблазн для всей ребятни посёлка. Глава семейства Джанчураевых уезжал по делам. Стояла жара. Он, как чувствовал: строго-настрого запретил детям ходить к воде без взрослых. Но малышня схитрила – маме сказали, что папа разрешил и бегом к реке.
10-летняя Малика, ее старшая 12-летняя сестра Хадишат и брат Амхад нарезвившись в воде, вышли на берег передохнуть. Старшие и не заметили, как Малика вновь отправилась в реку.
– Она даже не пискнула, просто шла вперед, будто ее кто-то позвал, – вспоминает Амхад.
Хадишат уловила только тот момент, когда макушка сестренки стала уже уходить под воду. Рванув на помощь, успела схватить малышку за руку, но ее, словно клещами, потащило вниз. На подмогу бросился Амхад. Но и он стал захлебываться.
Хорошо, что местный девятиклассник Колька Шукайло рыбачил неподалеку. Паренек схватил маску и бросился в воду.
– Сколько раз нырял, не помню, – рассказывал Коля, – уже голова начала кружиться.
Мальчишка вытащил на берег Амхада и Хадишат, которая здорово наглоталась воды. А вот Малики не было. В отчаянии Коля нырял и нырял, но в мутной воде тело девочки так и не нашел.
Вернулся парень домой с испуганными глазами, почти синего цвета.
– Я чуть в обморок не упала, когда его увидела, – рассказывает Светлана, мама спасителя. – Вскоре у него обнаружили пневмонию, неделю лежал под системой.
А семью Джанчураевых оглушило горе. Боль утраты жива и сегодня. Но тогда…
– Мы рыдали без конца, жить не хотелось. Малику в Чечню хоронить повезли. Так вот наши земляки и сказали: «Утрите слезы, радоваться надо. Три гроба могло бы стоять, благодарите того парня – спасителя». В этот момент мы и осознали, что, и, правда, молиться за него должны. Начали выяснять, что это за парень, оказалось, что это наш сосед – скромный, худенький Колька.
Завтра родится семья Шукайло. Первенца, обещает Инна, обязательно сюда приведет. Чтоб видел, какой у него папа.
А Мурата не заметили
Но на этом история не закончилась. Позже выяснилось, что спасителей было двое. Мурата Кенжебаева толпа тогда не заметила. А именно он подоспел на помощь Николаю. Подталкивал со дна детей наверх, а Коля тащил их к берегу. Кстати, спасенная девчушка в испуге так схватилась за Мурата, что начала его душить. Пришлось даже сначала оттолкнуть ее.
– И ведь поглядите: тоже тихонький такой парнишка, как и Коля, – удивляется глава семьи Джанчураевых.
На доску!
С тех пор прошло более семи лет. За это время, с подачи «КН», Колю Шукайло внесли в Книгу золотой молодежи, рудненские спасатели пригласили его тогда на торжественный приём. А теперь, когда мы узнали про Мурата, уверены, что в число «золотых» должен войти и он.
И есть еще один важный момент – чеченская семья Джанчураевых за эти годы крепко сдружилась с казахским семейством Кенжебаевых и украинцами Шукайло. А вспомнить эту историю нас заставил именно Хамид, отец спасенных детей.
– Я объясню, почему не успокоился. Когда вы в 2006-м написали про Колю, директор школы Людмила Кириченко вырезку на самом видном месте повесила. А потом директора сменили. Вырезку сняли. А потом и вовсе школу нашу развалили. И память о подвиге земляков как будто канула в Лету. Неправильно это.
Четыре года Джанчураев обивал пороги рудненского акимата и маслихата. Просил, требовал, призывал разместить фото перцевских спасителей на Доске почета на площади горняков.
– А добился своего только этим летом. Помог аким Бахытжан Гаязов. Мы, кстати, с ним вместе в Троицком ветеринарном учились. В общем, связи пришлось подключать (смеётся). Правда, потом еще пацанов уговаривал фото дать. Скромные оба!
И вот результат – теперь на Доске почета рядом с передовиками ССГПО и бронзовым призером Олимпиады Иваном Дычко соседствуют ребята из Перцевки.
– Про такие поступки нужно говорить. Таких людей нужно прославлять. На берегу ведь в тот день было многолюдно. Я вам больше скажу, там даже были наши гости. Взрослые мужики. Но они и носка не замочили, а эти пацаны жизнью рисковали, чтобы спасти детей.
А ведь и на самом деле, Коле и Мурату повезло, что, спасая детей, сами остались живы. Дело в том, что на реке в том месте резкая яма, вот течение и образует воронку. Затягивает. Коля Шукайло припомнил, что, рыбача, он не раз помогал людям выбираться на берег.
Мурат и Амхад теперь братья по жизни. В трудную минуту всегда будем рядом, обещают ребята.
Как родные сыновья
Джанчураевы приехали в Перцевку в поисках мира. Они бежали от чеченской войны, из прогремевшего на весь мир Урус-Мартановского района. Они очень благодарны Казахстану и уже ставшей родной Перцевке.
– На похороны Малики пришла вся улица. Деньги несли, рыдали, беду приняли, как свою. Одна чеченская семья на поселок – и такое отношение! Мы этого никогда не забудем. У нас пока нет возможности, как следует отблагодарить этих мальчишек, – говорят Джанчураевы, – но для нас, чеченцев, они теперь – как родные сыновья. Помогать всю жизнь им будем. В любую трудную минуту пусть обращаются.
Младший сын Асланбек в тот злополучный день остался дома. «Слава Аллаху, – восклицает отец. – Ему ведь всего два годика было. Вот медали старшего брата всё рассматривает. На него равняется. Мы вообще-то о большой семье с женой мечтали. Но после гибели Малики больше не решились рожать…»
Жизнь продолжается
За эти семь лет повзрослели герои той истории. Коля Шукайло отслужил в армии. Сейчас работает в шахте ССГПО машинистом электровоза, параллельно учится в РИИ. Повышает квалификацию. В Рудном он снимает квартиру. С Инной Дубровиной. Девушка выбрала непростую профессию -обучает на дому коррекционных детей. Ребята ждут первенца. А завтра у них свадьба. Светлые, скромные, простые люди. Как здорово, что такие еще не перевелись, что они создают семьи и рожают детей. Есть шанс, что хороших людей станет больше.
Мурат Кенжебаев, совсем как Николай, отмахивается, когда ему напоминают о геройском поступке. Он тоже работает на ССГПО, технологом. Три года назад женился. С супругой Гузель растят двоих детей – Максата и Ильзиру. А в Перцевке у парня остались бабушка с дедушкой. Именно у них он и был в гостях тем давним летом, успел поучаствовать в спасении и поехал спокойно домой. Потому о нем не сразу и узнали.
Спасенные чеченские ребята бывают в Перцевке теперь в основном наездами. 17-летний Амхад ездит на соревнования, собирает награды по борьбе и боксу. Этой осенью стал чемпионом Казахстана на соревнованиях международной федерации объединенных стилей борьбы FILA. Хадишат выросла красавицей. Ей двадцать лет, она успешно учится в Костанае на программиста. Дома её застать сложно, то курсовые, то семинары.
– Жизнь продолжается. И слава Богу, – говорит Хамид.
P.S. Перцевской школы нынче нет. Пока не построили новую, детей возят в рудненскую школу № 12. На днях и там появились фотографии Шукайло и Кенжебаева с описанием их подвига. Кто постарался? Да, Хамид, конечно. Говорит, что дети должны видеть живые примеры, на кого им равняться. Это лучше любых молодежных программ. И ведь он прав. Не случайно партийцы «Нур Отана» завели в нашей области хорошую традицию – ежегодно поощряют именно спасителей наградой общественного признания «Кен журек». В этом году я была на церемонии. И вот что поразило: почти каждый второй герой признавался, что лично им спасибо сам спасенный и не сказал. Награждает партия, шумит вся область, чужие матери утирают слезы, а спасенный живёт себе потихоньку дальше.
…Хамид качает головой: «Нельзя так с ангелами-хранителями».