Новая школа с государственным языком обучения в Аулиеколе должна была распахнуть свои двери для учеников, после нескольких переносов, уже в этом месяце. Но дата новоселья отложена на 25 декабря. Последний ли это срок?
П одвел, как это часто в последнее время бывает, генеральный подрядчик - ТОО «Костанайстрой». Заметим сразу, что эта компания не фирма-однодневка. И на тендер по госзакупкам она пришла, имея за своими плечами хороший опыт работы. Строила больницу в Костанае, девятиэтажный, жилой дом, была задействована на Желкуарском водохранилище. Но вот о школу в Аулиеколе почему-то споткнулась. Хотя в среде подрядчиков такие социальные объекты, как школы и больницы, ценятся. Это не строительство квартир по программе «Доступное жилье», где реальная цена квадратного метра выше, чем за него платит государство. За новую школу в Аулиеколе государство готово было заплатить 965 миллионов тенге.
- Сначала все было хорошо, вся конкурсная документация от поставщика была в полном порядке, но потом подрядчик, видимо, допустил какие-то просчеты, неправильно спланировал свою деятельность, - говорит начальник ГУ «Отдел строительства Аулиекольского района» Адильбек Нурханов. - Не вовремя завез материал, не вовремя выдал зарплату... Сейчас в здании ведется внутренняя отделка. На сегодняшний день подрядчиком не освоено более 100 миллионов тенге. Мы их не выплачиваем, потому что работ на эти деньги не произведено. Час икс для «Костанайстроя» наступит 1 декабря, когда мы подадим на них в экономический суд, чтобы их признали недобросовестным поставщиком. Суд и вынесет свое определение, скорее всего, в качестве штрафных санкций в доход бюджета будет направлен гарантийный взнос, который составляет 3% от суммы подряда и будет он зафиксирован на счете в банке.
- К сожалению, срыв сроков строительства тех или иных объектов в последнее время случается все чаще, - рассуждает начальник Управления архитектуры и градостроительства Сара Умарова. - Причина кроется в слабости подрядчиков. Но если честно, в их слабости в какой-то степени виновато государство. Раньше были строительные тресты, но и они не всегда укладывались в сроки. Но зато они были уверены в завтрашнем дне, в том, что у них будут заказы, не единичные, а крупные. И они постоянно развивались, занимались подготовкой кадров. Сейчас же у нас ситуация примерно такая: в мае-июне провели конкурс и стоим над душой у подрядчика, чтобы в ноябре он ввел объект в строй. А потом подрядчик полгода, ничего не делая, проводит в ожидании следующего конкурса. В какой-то степени везет тем, кто получает объект с двухгодичным сроком строительства. Из-за того, что в отрасли нет стабильных инвестиций, нет и сильных строительных организаций. Хотя мы вот верстаем бюджет на три года, и строители могли бы планировать свою работу не на год вперед, а на несколько лет.
Ситуация с Аулиекольской школой вновь актуализировала вопрос с черным списком подрядчиков. О нем речь всегда заходит, когда случается прокол с освоением государственных средств. В свое время этот список обещали даже публиковать, чтобы подпортить репутацию подрядчиков и в дальнейшем не подпускать их к бюджетному пирогу. В реальности же черного списка никто не видел. Потому что в сложившейся ситуации в нем мог бы оказаться каждый, говорят эксперты. И не всегда в срыве сроков виноваты подрядчики, задержки происходят и из-за неправильного проектирования, и из-за следующих за ним дальнейших согласований, на которые уходит много времени.
К сожалению, нам не удалось связаться с директором ТОО «Костанайстрой» Александром Стрижаком и выяснить у него, как скажется на финансовом благополучии предприятия выполнение строительного подряда почти в миллиард тенге. Не узнали мы от него и о том, что он сам считает причиной невыполнения работы на Аулиекольской школе в срок. Но надеемся, что все же посчитает нужным объясниться.