Большое семейство Кобец живет в дачном домике. Ни ворот, ни газа, ни достатка. Старенький «жигуль» и то парализован. Однако отец семейства, в одиночку поднимая на ноги четверых детей, от тяжести такой ноши не сгибается.
Мир не без добрых людей
Про героя нашего времени Юрия Кобеца мы уже сообщали. Мужчина живет тихой, трудной жизнью на одной из затобольских дач в Костанайском районе. Он растит близнецов Женьку и Димку (им по пять лет), трехлетнего Колю и младшенькую Наташу (ей всего год и три месяца). Как мы узнали о его судьбе? Ведь сам он за помощью никуда не обращается. А благодаря читателям!
Вообще-то добрые люди окружали Юрия всегда. И первой большой удачей для него стало знакомство с администрацией дачного общества «Мелиоратор». Ему здесь идут навстречу – за «левую» подработку не журят, разрешают время от времени оторваться от работы, чтобы приглядеть за детьми. Вторым знаковым человеком в судьбе этой семьи стала директор Затобольской школы-гимназии №3 Вера Пыльская. Благодаря ей трое старших детей Кобеца в этом году пошли в мини– центр. Бесплатно и на полный день.
Дорогой трудною
Он идет ею каждый день. Чтобы добраться до мини-центра, Юрий вместе с детьми ранним утром преодолевает полтора километра от дач до остановки. Пешком. Затем на автобусе двойная пересадка. И только потом – школа. Весь ноябрь для многодетного отца выдался легким – снега не было. А зимой ему предстоит таскать по сугробам санки с детьми.
На этот раз из мини– центра троих маленьких мужичков Кобеца забрали мы. И удивились – дети оказались чистенькими, аккуратно одетыми.
– Мы тоже удивляемся. Каждый день на детях выстиранные носочки. Не каждая мама может так хорошо следить за такой оравой, – сказала директор Вера Пыльская. – Они у Юры как солдатики: самостоятельные, послушные, организованные...
И это чистая правда. Приехав домой, малышня молча переоделась и аккуратно сложила вещи. Юра говорит, что специально так воспитывает сыновей – они должны научиться вести себя достойно. Так учил его отец, когда был рядом. А потом его жизнь перевернулась.
Споткнулся, но поднялся
Сначала была юность, костры, гитары... Его семья жила тогда в Качарах. Вместе с товарищем молоденький Юра Кобец создал две музыкальные группы. Он и представить тогда не мог, что друг станет наркоманом, а сам он попадет в тюрьму за убийство. Непреднамеренное. Но ему срок скостят за хорошее поведение, а вот его товарищ умрет от наркотиков. Отец и мать уедут вместе с другим сыном в Россию. Так что семейная жизнь Юрия, уже зрелого мужчины, началась с общаги.
На момент вступления в брак ему было тридцать, Лариса – на восемь лет моложе. С деньгами было сложно и тогда. И когда он узнал, что дачному обществу требуется охранник, на его решение переехать повлиял весомый бонус – бесплатное проживание в дачном домике. Теперь Ларисы рядом нет, она бросила детей, когда Наташке было всего два месяца.
– Сначала она не пила. А потом появились выпивающие подружки. И понеслось. У Ларисы, вообще-то, отчим и мать умерли от водки. Но я думал, что она не станет такой, как ее мать, – говорит Юрий. – В позапрошлую зиму она уже уходила. На полгода. Была беременной. Вернулась, родила Наташу и снова ушла. Но уже навсегда – обратно мы ее больше не примем.
После развода Юрий сразу подал на алименты. Но пока не получил ни копейки, хотя судом Ларисе назначено выплачивать брошенным детям пятьдесят процентов заработка. Живет она, по его данным, где-то в Рудном. Вот только искать бывшую жену у него желания нет.
Как дом родной
Женька, Димка и Колька дружным отрядом идут от машины к дому. В кроватке с высокими бортиками от счастья вопит Наташка – не плачет, а радостно пританцовывает. Она часто остается только в компании телевизора. Скучает. Поэтому и бортики высокие – чтобы не выпала.
– Дяди! – кричит счастливая Наташка и тянет нам ручку – она уже умеет здороваться, папа научил.
В дачном домике три маленьких комнаты. Из мебели – кухонный стол, кровать – развалина, Наташкина кроватка, разбитый шкаф без дверей, да древний телевизор. Юрий пытается создать из всего этого комфорт – вот и сиреневые обои сам клеил.
В углу стоит стиральная машина-полуавтомат. Это благодаря ей, детвора ходит в мини – центр в опрятной одежде. Воду для стирки Юра греет на печке. До морозов берет ее на озере, которое расположено рядом с дачей. А выпадет снег, за водой будет ходить к колодцу – это через несколько улиц. Дрова берет из лесу, уголь бывает не всегда.
В сковородке – макароны по-флотски. Остатки достанутся прибившейся собаке или корсаку. Да – да, лисица бегает к даче – Юрий прикармливает и ее. Трудно вообразить, но детей и приблудившихся животных удается прокормить на тридцать пять тысяч тенге в месяц – таковы заработки главы семьи. Плюс пособие, которое он имеет как многодетный отец – чуть более шести тысяч тенге. Адресную помощь получить ему не удалось, доход у семьи на три тысячи больше, чем должно по условиям этого пособия.
Было время, когда приходилось жить и на две тысячи в месяц. Выжили. Юрий Кобец ищет любые подработки. Но зимой с ними сложно – детей оставлять не на кого. Летом – легче. «Подкалымить» позволяет собственный сварочный аппарат. Он и подрабатывает – где сваркой, где электриком, где на стройке – ничем не брезгует, лишь бы накормить детей.
В будущее
О нем Юрий мечтает постоянно. Поскольку сейчас семья живет на служебной даче, он хочет привести в порядок свою, приватизированную. Сейчас жить там невозможно – нет отопления. Но его он сделает – у мужчины руки золотые, он сварщик пятого разряда. Вот и баню для деток соорудил: приварил котел, обил стены одной из комнат тонкими дощечками. Вполне прилично получилось, дети моются с удовольствием.
Юрий чертит руками в воздухе большой квадрат – во-о-от такую большую детскую хочет пристроить, чтобы всем места хватало. Чтобы не думал тот, кто предлагал Наташку в дом – ребенка «Дельфин» сдать, что он не старается для своих чад:
– Пока руки есть и голова, я сам за своих детей отвечать буду. Было бы здоровье, – говорит он. – Я думаю только о том, чтобы детям своим будущее создать. Раньше мечтал, чтобы у меня большая семья была. Она появилась. Видите, и мои мечты сбываются. И в моей жизни есть плюсы: детям летом на дачах раздолье – фрукты, ягоды, овощи. Воздух свежий, речка рядом. Мне кажется, наша жизнь похожа на деревенскую.
– Чего вам не хватает больше всего? – спрашиваем.
– У нас все есть, всего хватает. – Юра смотрит прямо в глаза, не отводит взгляд, как это делают, когда стесняются. Говорит четко, взвешивая слова. Мужчина от трудностей не сломался, не начал пить. Стойкий человек.
Всем миром
Взяли грех на душу – не спросив разрешения у Юрия – попросили наших читателей помочь ему. И знаете, после первой публикации редакционный телефон не умолкал – так много у нас сердечных людей! Как из рога изобилия сыпались предложения: принести одежду, продукты, постельное белье и деньги. Юрию предложили работу с проживанием в общежитии. Мужчина из Тарановского района желает переоформить на него дом. Другой наш читатель привез на дачу машину угля, третий – дров. Спасибо всем! Но только ли добрые люди должны принимать участие, когда речь идет о многодетных семьях, попавших в подобные ситуации?
Депутат мажилиса Ирина Аронова говорит, что им нужно именно помогать, а не забирать детей в детский дом. И помощь, по мнению парламентария – это обязанность районной власти. Мы обратились к и.о. акима Костанайского района Фрунзику Аракеляну. Юрия пригласили на встречу в акимат – надо решать, как можно помочь многодетной семье. Но тут стоит вспомнить китайскую мудрость: дайте человеку рыбу – он будет сыт один день. Научите человека ловить рыбу – и он будет сыт всю жизнь. Сварочный аппарат – это удочка, которую крепко держит в руках Юрий Кобец. Жизнь четверых маленьких людей зависит в первую очередь от силы духа рыбака: не дай бог ему опустить руки.