Поток урбанизации состоит из множества ручейков. Сегодня они «журчат» по всей Костанайской области.
Акимы зовут
В этом году в первичное звено власти пришло немало молодых акимов. К примеру, в село Дружба Камыстинского района – Ринат Байбулов, в Новопавловку Карасуского района – Мирамгали Акмолдинов… И переехав в глубинку, они пытаются стать магнитами для других.
На прошлой неделе с Ринатом Байбуловым мы продолжили начатый в газете разговор о том, как сложно привлечь кадры в отдалённые сёла. И узнали: после публикации в «КН» в Дружбу перебралась крепкая семья. Вторая – на примете. И есть третий кандидат – Юрий Кобец, о котором недавно «Костанайские новости» сообщали на первой полосе (см. также 16 стр. этого номера «КН». – Прим. ред.). Неполная семья, где четверо детей без мамы, живёт в дачном домике рядом с Костанаем. Вот их и приглашает Ринат Байбулов. Есть места в детском саду, хорошая квартира и работа по специальности для папы. Осталось получить согласие главы семьи. В контексте нашей темы – это интрига. Согласится ли Юрий на деревенский уют за много километров от города?
Социологи утверждают, что урбанизация нарастает в том числе и по причине активной рекламы городской жизни. Пожалуй, после мультсериала о деревне Простоквашино ничего эффектного для пропаганды сельского уклада более не создано. Сегодня ТВ и газеты рассказывают о селе только в плане его проблем. А всё лучшее, выходит, в городах – сегодня молодежь переубедить в этом почти невозможно. Почти… Есть, конечно, исключения.
Мирамгали Акмолдинов за свои 35 лет жил в селе, жил в городе, снова вернулся в село, и полон оптимизма. Рассказывает, что от переезда в Новопавловку его семья получила сплошные преимущества. Места в детском саду есть, время заниматься воспитанием детей у супругов появилось, а поскольку Мирамгали и его жена Лариса – спортсмены, то и спорту они посвящают столько времени, сколько необходимо, причём, на это не требуется много денег. Плюс свежий воздух, хорошая вода, натуральные продукты питания. Именно здесь Мирамгали собирается воспитать олимпийского чемпиона из своего пятилетнего сына Ахметгали. Отец считает, что у ребёнка явные спортивные задатки, есть все шансы их развить.
Кстати, желающих стать чемпионами в Новопавловке достаточно. ТОО «Ключевое» открыло спортзал для смешанных единоборств и атлетических занятий. И на работу сюда пригласили опять же городского тренера, молодого и пока неженатого Рустема Кенжегазина. 200 км, отделяющих город от села, не представляют для парня большой проблемы.
Текущий момент
В Костанайской области 613 сельских населённых пунктов. Из них 107 имеет высокий социально – экономический потенциал, 475 – средний, 31 – низкий. Впрочем, последняя цифра подлежит корректировке. Власти считают, что с низким потенциалом развития у нас 59 сёл. То есть, 28 сёл придётся «отнять» от средней группы.
Кому в деревне жить хорошо?
Говорят, в деревне проще всего жить тем, кому за 50-60-70… Десяток кур в сарае, банка молока, телевизор с обязательной ныне «тарелкой» – все потребности якобы удовлетворены. Это, конечно, упрощение, а, может, и заблуждение. Пожилые люди испытывают самые большие проблемы в необустроенных сёлах: им часто приходится выезжать в райцентр или в город за медицинской помощью. Им сложно топить печи. Им тоскливее смотреть в будущее, если село рушится. А крепкой, здоровой молодежи решать проблемы проще. Но это в том случае, если есть крыша над головой, работа, место для отдыха. Как раз такие условия созданы в тех сёлах, где развивается производство, где бизнес вкладывает средства в сельскую инфраструктуру.
Почему бизнес должен вкладывать? Не раз приходилось выслушивать директоров-аграрников: и тех, кто не жалеет средств на развитие деревни, и тех, кто считает, что кроме налогов, они государству ничего не должны. Более убедительными, конечно, выглядят доводы в виде рабочих мест, детсадов, домов культуры, спортивных объектов.
Аргументы Умарова
Если оценивать Новопавловку по этим критериям, то у неё достаточно высокий социально-экономический потенциал. В этом заслуга ТОО «Ключевое» и его директора. Козыбай Умаров из когорты «красных директоров»: он живёт в том селе, где его бизнес, содержит за счёт ТОО почти всю сельскую социалку. Только в этом году здесь реконструировали спортзал и многоквартирный дом. Часть жилья отапливается централизованно, в некоторых квартирах есть горячая и холодная вода.
По словам Козыбая УМАРОВА, цель социальной программы, на которую он не жалеет денег – сохранить село, удержать молодежь.
Первый раз я была в этом селе и на этом предприятии в 1998 году. Время было очень тяжелое, но только не в «Ключевом». Свет здесь не отключали, в ДК проходил детский конкурс «Енши балапан», в домах было центральное отопление, и стабильно функционировал племзавод.
Через 15 лет мы с Козыбаем Тастемировичем говорили о том, что изменилось.
15 лет спустя
Сегодня в селе проживает немногим больше 1040 человек. 15 лет назад было примерно столько же. Но качество людских ресурсов изменилось. Снижены такие критерии, как образование, наличие нужной селу специальности, трудолюбие, умение вести домашние хозяйство, дисциплина. Больше стало селян, которые не дорожат своим рабочим местом. Ежегодно директор предлагает выпускникам местной школы получать в вузах и колледжах дефицитные сельские специальности за счёт предприятия, да только желающих нет. Потому что потом надо будет выполнить основное условие договора – вернуться в село.
Механизаторы, казалось бы, самая распространённая в Костанайской области профессия, наперечёт – приходится приглашать на сезон людей из других сёл.
По словам Козыбая Умарова, вся та социальная программа, на которую он не жалеет денег, имеет главную цель – сохранить село, трудовые ресурсы, удержать молодые кадры. Но как ни стараешься, часть населения «сидит на чемоданах».
Что думают «верхи» и чего хотят «низы»?
Аграрному бизнесу, столкнувшемуся с нехваткой сельскохозяйственных кадров, нужно пересмотреть свои подходы в отношении занятости сельского населения и его мотивации. Так считает первый заместитель акима Костанайской области Евгений Аман.
– Село должно работать круглый год, – говорит он, – а люди должны иметь такие доходы, на которые можно полноценно содержать семьи.
Осенью этого года была проведена серьёзная работа по изучению социального настроения в сёлах, неиспользованных производственных и иных ресурсов. Глава области дал поручение, группа работала – так называемый «срез» получен. По словам Евгения Амана, анализ ситуации в десятке изученных сёл, послужит базовым фактором для формирования программы мероприятий и шагов навстречу селянам Костанайской области.
В этом аспекте ситуация на предприятии Козыбая Умарова, можно сказать, идеальная. Директор не только не жалеет денег на социальное развитие, его хозяйство давно диверсифицировано: 50 процентов полеводство, 50 – животноводство. Однако ТОО ещё даже не приступало к реализации зерна урожая 2013 года – нет хорошей цены. И «белоголовые» подешевели. Но у ТОО есть хотя бы надежда на нефтяников – запад берёт скот и мясо. «Ключевое» дорогу на запад страны отчасти накатало. А вот мелкий частник в отдалённых сёлах остаётся во власти либо перекупщиков, либо полного отсутствия спроса.
В той же Новопавловке мы говорили с ветеринарным специалистом Валентиной Мустафиной. Энергичная женщина, дело своё знает, когда надо, сама садится за руль специализированной «Нивы» и, конечно, держит скот на своём подворье. Часто в этом месте мы ставим точку: есть скот, значит, всё хорошо. Все ли?
Валентина МУСТАФИНА уверена: если бы покупать по приемлемым ценам корма, а потом иметь хороший рынок сбыта скота, желающих уехать из села поубавилось бы.
Валентина Анатольевна рассказывает: люди покупали трехмесячных телят по 60 тысяч тенге в надежде, что за взрослую голову выручат в 3-4 раза больше. Но сейчас цена взрослой головы колеблется в пределах тех же 60 тысяч тенге. Не продашь осенью, значит, надо кормить до лета – и в итоге убыток. Мустафина уверена: если бы как раньше можно было покупать по приемлемым ценам корма, а потом иметь нормальный рынок сбыта, желающих уехать из села в город значительно поубавилось бы. То же самое могут сказать и директора-аграрники: была бы цена на зерно, на мясо, они могли бы поднять зарплату, открыть новые рабочие места и т.д.
Город – место для схваток?
Об урбанизации можно говорить просто, ссылаясь на то, что слышишь и видишь в наших сёлах. Но есть и сложный язык, которым оперируют специалисты, исследователи данной темы. Они говорят, что одна из особенностей современной урбанизации – обострение социальных противоречий, которые приводят к межнациональным, культурным, экономическим и политическим конфликтам. Города (и не только в Казахстане) не могут «усвоить» потоки переселенцев – дать им работу, жилье, пакет социальных благ.
Чем больше город, чем выше темпы урбанизации, тем больше риски. Демографы предрекают снижение рождаемости, так как в условиях города на 3-4 детей мало кто из граждан даже со средним достатком решается. Риски проявляются в криминальной статистике, в «стабильном» контингенте бездомных, проституирующих, либо семей, взывающих к властям о материальной помощи. Некоторых из тех, кого не слышит власть, берут на заметку организации, далёкие от легитимности. За место под городским солнцем идут видимые и невидимые сражения. Что будет завтра? Ответ на этот вопрос нужно дать уже сегодня.