Молочная кухня для наших родителей была приятной реальностью – спасала, подстраховывала, защищала от разных болезней. Нынешние мамы, увы, даже не знают, что это такое.
В Беларуси бесплатное питание для малыша рассчитано до двух лет.
Удивлению моему не было конца, когда сестра, приехав из Екатеринбурга с малюткой-дочкой, выложила из сумки 200-граммовые тетрапакеты с молоком, кефиром для малыша. Оказывается, в России, а точнее, в Свердловской области, каждому малышу бесплатно с восьми месяцев до года положено в месяц 3 литра молока, 4,8 литра кефира, 800 гр. творога. Детскую смесь я не беру в расчет. Ее выделяют по шесть коробок в месяц, плюс одну для мамы, кормящей грудью. А с года и до трех лет молочное питание бесплатно получают дети из семей с доходом ниже среднего уровня.
Я подсчитала (цены, правда, не оптовые – магазинные), какова экономия семейного бюджета благодаря такому молочному питанию: 1260 рублей. В пересчете на тенге шесть-семь тысяч. Неплохо! К примеру, в Москве молочные продукты ежедневно получают более 160 тысяч детей. Правда, в каждом регионе России разный набор продуктов. Где нет возможности, обходятся лишь сухими молочными смесями. Объединяет одно: выписывает направление на молочную кухню участковый педиатр.
Знакомая сестры, Мария из Беларуси, на десятимесячного сынулю получает несколько коробок молочной смеси, сухих молочных каш, творог, молоко и кисло-молочные продукты, фруктовые соки и пюре, овощные пюре, мясные и рыбные консервы. Это изобилие она выложила на страничке в социальной сети. Причем бесплатное питание для малыша рассчитано до двух лет. Правда, оно положено не всем, а семьям с тройней и тем, кто имеет среднедушевой доход меньше 255 тысяч рублей на полгода. Но таких в белорусском государстве большинство. Только 6 процентов населения Беларуси имеет высокий доход.
Продукты, необходимые для здоровья, получают беременные, кормящие и маленькие дети и в других странах мира. К примеру, в США на продуктовую поддержку беременных и матерей с маленькими детьми в год тратится
6,7 млрд долларов. Правда, информацию, что входит в этот соцпакет, я так и не нашла.
Какова ситуация в Казахстане? Картина пестрая. К примеру, в Петропавловске пару лет назад закрылась после санпроверки единственная молочная кухня, которая действовала при детской областной больнице. Здесь выпускали около 100 литров молочной смеси в день. А в Актобе, наоборот, по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020» планируется открыть детскую молочную кухню. Только неизвестно, когда планы воплотятся в реальность и воплотятся ли вообще.
В Костанайской области молочной кухни, как нам сказали в управлении здравоохранения, нет. Ее заменяет выдача молочной сухой смеси.
– В Костанае раньше были государственные молокозаводы. В России, наверное, что-то осталось в госсобствености, – говорит заместитель начальника областного управления здравоохранения Каикмулла Шугаев. – Молочную кухню не так легко организовать. Это очень большие расходы. Более того, не вижу в этом смысла. Это устарело. Если в советское время мы сами терли яблочко, делали пюре, то сегодня в магазинах есть какие хочешь смеси, пюре. Ради ребенка, думаю, родители способны пойти на такие траты. А у нас еще советская психология осталась: кто-то должен, а не мы. Ребенка для кого рожают? В среднем по статистике на семью приходится 1,8 ребенка. Мы даже себя не воспроизводим. Если родили – рассчитывайте.
На мой взгляд, позиция не бесспорная. Разве государство не должно быть заинтересовано в естественном воспроизводстве своего населения? А если да, то должно и думать об эффективной демографической политике.
Кстати, в Москве со следующего года городские власти, помимо молочной кухни, начнут витаминизацию будущих и кормящих матерей, а также детей от 2 до 3 лет. Они будут получать фрукты и соки бесплатно. На эти цели потратят 2 млрд рублей.