…Чуть ли не пинком открыв дверь, молодая бесцеремонная девица ввалилась в кабинет и с порога: «Ну, чё тут у вас где? Мне некогда сопли жевать. Где тут ваш… передовик?» К сожалению, именно такой собирательный образ складывается у костанайского обывателя сегодня. Образ журналиста.
Омоложение кадров – дело хорошее. Но принцип некоторых местных СМИ – набирать просто «бегунков», т.е. молодежь, которую в любое время можно отправить на поиски информации, оборачивается, на мой взгляд, не самым лучшим образом. Зеленые, неопытные, неподготовленные корреспонденты толпами приходят на встречи, пресс-конференции, совещания, выставки. Именно они и создают имидж нашей профессии. И далеко не всегда со знаком плюс.
К слову, моя магистерская работа связана именно с молодежной журналистикой, а потому я попытался проанализировать язык новоиспеченных коллег на страницах местной прессы и в телеэфире за последние три месяца. Выводы неутешительные: грамотность опустилась, что называется, «ниже нуля». «ПозвОнишь», «красивЕе», «тортЫ» – это ещё самые безобидные ошибки.
Можно, конечно, оправдываться тем, что мобильность современной жизни непроизвольно заставляет молодежь переходить и на более мобильный язык – «превет медвед». И если, мол, у юного поколения грамотность, как у Винни-Пуха, хромает, то нужно делать скидку на времена. А почему бы не списать неуважение к языку, который тебя кормит, является твоей профессией, еще и на болезни роста? Дескать, когда повзрослеют, тогда… Но, если бы дело было только в элементарной грамотности. Убогость языка – лишь фасад, за которым прячется убогость представлений о серьезной и умной профессии – журналистике. Молчать об этом уже невозможно. Слишком часто мои более молодые коллеги хотят выглядеть на публике эдакими звездами: вот я, такой великий, известный и талантливый, снизошел до вас…
Скорее всего, многие из нашего профессионального клана пожмут плечами. Чего, мол, нагнетает, сгущает краски. Сгущаю ли? Вот вам наглядная картинка – идет встреча с ветеранами. И девушка с блокнотом в руках обращается к аксакалу: «Это чё у вас за орден? А-а, всего лишь юбилейная медаль – не-а, не пойдет. Мы тада другого героя для темы поищем, нам с орденами надо». Организаторы встречи попытались сгладить ситуацию, переключив внимание пожилого человека на другого молодого журналиста. «А вам скока было, когда на войну стартовали?» – задает тот вопрос. «Мы не «стартовали», мы шли родину защищать», – ответил с обидой ветеран. В итоге журналистская поросль, нисколько не смутившись, как ни в чем не бывало, продолжила «работать» дальше.
Порой складывается впечатление, что «звездной болезнью» медийную молодежь заразили ещё в роддоме. Забыв некоторым сделать прививку от бескультурья и глупости. Безапелляционный тон, пара-тройка словечек профессионального сленга, хамовитое поведение – как, коллеги, вам такой образ?