На прошлой неделе «Продкорпорация» наконец объявила о закупе пшеницы 3 класса урожая 2013 года в государственные ресурсы. Новость эта настигла костанайских крестьян во время визита в область председателя Союза фермеров Казахстана Ауезхана Даринова.
Продажи пшеницы в области фактически стоят, об этом на совещании членов Союза фермеров, которое проходило на прошлой неделе в Костанае, говорили все. Не выручают даже мельницы. Казахстанское зерно не– конкурентоспособно на мировом рынке.
– Нам надо поддерживать мукомолов, – говорит Герой Труда Сайран Буканов. –
Недавно один умник в правительстве сказал, что мельниц расплодилось слишком много, что их надо банкротить. И тогда не они за нами будут бегать, а мы за ними, чтобы зерно приняли. А ведь крестьянам-то ведь некуда больше со своим зерном сунуться. Элеваторы – частные, если и примут зерно на хранение, то считай, уже процентов двадцать от его стоимости потерял. Несеющая Турция вышла на первое место по экспорту муки. Казахстан продолжает терять свои позиции.
Проблемы с элеваторами отмечают все: в этом году на одном из них даже запросили с крестьян предоплату. А к типовому договору, который прописан на законодательном уровне, все время придумывают какие-то дополнительные соглашения. Правда, власти вовремя вмешались в конфликт. Но ситуация на рынке осложняется еще и тем, что многие крестьяне сидят в долгах. 6 декабря они должны были окончательно рассчитаться перед СПК «Тобол», которая кредитовала их под будущий урожай всего под три процента годовых. Но в прошлом году был неурожай, потом пролонгация кредитов...
– Калькуляция простая, – рассуждает глава Костанайского филиала Союза фермеров Казахстана Владимир Дранчук, – при посеве пшеницы затраты на один гектар составляют в среднем по области 20 тысяч тенге. Продать урожай я сейчас могу максимум по 25. Владею я, к примеру, наделом в 400 гектаров, при средней урожайности я получу прибыль с этого надела всего в один миллион. И я должен на этот миллион жить.
– По всему выходит, что этот год хуже прежнего, – говорит директор хозяйства «Шолаксай-1» Умурзак Ихтиляпов. – Кому в этой ситуации сложнее – мелкому фермеру или крупному аграрию, трудно сказать. Пусть я сею десять тысяч гектаров, прибыль получу большую, но на мне ведь еще лежит социалка. И потом, затраты на гектар – это одно. Надо еще это зерно довести до элеватора, оплатить его услуги и транспортные расходы.
Руководитель крестьянского хозяйства из Аулиекольского района Абу Гучигов изложил на совещании свою точку зрения:
– Конечно, затраты у всех разные. Для кого-то цена в 25 тысяч тенге за счастье. А я сею на земле, на которой в Карабалыкском районе, к примеру, и сеять не стали бы. Потому что балл-бонитет почвы равен десяти. Зато в Кушмуруне, где я живу, как только речь заходит о подписании меморандумов, власть сразу бежит ко мне. Не к железной дороге, не к владельцам десятков магазинов.
Начала закупа зерна «Продкорпорацией» ждали все. Как ждали все, что этой осенью заработает Единый зерновой холдинг. Но холдинг так и не заработал. А «Продкорпорация» отказалась от коммерческого закупа пшеницы.
– Летом нам удалось пролоббировать цену закупа на уровне 25 тысяч тенге для неплательщиков НДС и 28 тысяч – для плательщиков, хотя многие ратовали за то, чтобы она была ниже, – говорит член общественного совета Единого зернового холдинга Абу Гучигов. – И этим в какой-то степени спасли рынок от обвала. Урожай этого года в цене не растет, но и ниже 25 тысяч за тонну не опускается.
Костанайские крестьяне намереваются добиваться от властей большего: цена на пшеницу должна определяться еще раньше – весной, до проведения посевных работ. Чтобы знать, на что рассчитывать и стоит ли в этом году сеяться вообще.