Автомобиль сбил корову. Буренка жива, с водителем и машиной тоже все в порядке. Однако это происшествие дошло до суда, переросло в битву – жаркую, принципиальную. Почему?
Инцидент
Это случилось еще в октябре на выезде из поселка Карабалык. Житель поселка Фазулкан Сулейменов гнал своих шестерых коров в табун, к мосту, где собирается стадо. Животные шли по накатанной полевой дороге, затем стали пересекать главную асфальтированную улицу, чтобы спуститься к реке. В этот момент в поселок на автомобиле заворачивал житель Елшанки Марат Ибраев. Вот тут все и произошло.
Машина врезалась в одну из буренок. Сбитая корова осталась жива, но на нее было больно смотреть – выломанный рог, кровь. Ошарашенный владелец скота был без сотового телефона, потому кинулся на автозаправку вызванивать полицию. Прибыл полицейский Жанибек Мусаев. Осмотрел место происшествия, провел необходимые замеры, определил, что водитель за рулем трезв как стеклышко. Фазулкан Сулейменов говорит, что на медицинское освидетельствование полицейский отправил Ибраева только после его настойчивой просьбы. Но, правда, освидетельствование показало, что водитель был трезв.
Версии
Марат Ибраев считает себя законопослушным гражданином и ответственным водителем. Иначе бы ему в районном акимате не доверили возить представителя власти.
Говорит, что каждый день он выезжает из Елшанки на работу в Карабалык в одно и то же время, проезжает этот злосчастный поворот без помех. И ни разу за все это время, в том числе и в летний период, он не видел, чтобы в этом месте скот переходил дорогу, следуя в табун.
Вот и в это утро он ехал с женой и ребенком как обычно. И скорость сбросил до указанной на знаке. Только, по его мнению, на улице было темно. И еще стоял туман. Пришлось ехать со включенными фарами. Бурёнка выскочила из темноты совершенно неожиданно и наскочила на автомобиль.
Лобовое стекло, правое крыло и зеркало животина помяла заметно. Но Ибраев говорит, что никаких материальных претензий предъявлять не собирался. А вот когда услышал, что Сулейменов намерен предъявить ему счет за лечение буренки, передумал.
Хозяин же коровы утверждает, что именно Марат Ибраев первым устно стал предъявлять ему счет на ремонт автомобиля. Еще там, на дороге. И на самом деле уже рассвело, да и фонари горели, все было видно. А вот мчался Ибраев на приличной скорости. Впоследствии оказалось, что даже следов тормозного пути автомобиля не было – ни до столкновения, ни после.
Полицейский Жанибек Мусаев считает, что водитель ни при чем. Виноват погонщик скота. Он, мол, не смог проконтролировать поведение шестерых коров при перегоне через дорогу. Следовательно, буренка сама «совершила столкновение с автомобилем». Плюс владелец коров перегонял их не в специально отведенном для этого месте.
Фазулкан Сулейменов считает, что полицейский неспроста поддерживает водителя. Почему их версии схожи? На это у Фазулкана есть свой ответ...
Брат ты мне?
Конфликт разгорелся. РОВД вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту ДТП. Жанибек Мусаев вины Ибраева в происшествии не усмотрел. И на требование провести автотехническую экспертизу (чтобы установить степень и характер повреждений автомобиля, силу удара и возможность предотвращения столкновения), а также просьбу опросить свидетелей не отреагировал – мол, нужды в том не вижу.
Владелец буренки возмутился, выразил категорическое несогласие с выводами полицейского. И написал в прокуратуру жалобу на Мусаева. Прокуратура привлекла полицейского к дисциплинарной ответственности и заставила разобраться в деле тщательнее. Вот тогда Мусаев вынес постановление о... привлечении к административной ответственности самого Сулейменова! За что? За то, что владелец скота нарушил Правила дорожного движения! Неправильно перегонял корову, которая сама виновата в ДТП, да еще и причинила материальный ущерб владельцу автомобиля…
Семья Фазулкана таким выводам полицейского не удивилась. Сулейменовы считают, что он с самого начала действовал так, потому что является родственником Ибраева. Им трудно представить себе ситуацию, при которой полицейский не выручил бы родню из малоприятных обстоятельств.
Талгат Ахметов, адвокат Марата Ибраева, на суде по этому поводу выразил несогласие. Сказал, что в райцентре многие родственники друг другу. Это вовсе не означает, что капитан полиции отнесся к Сулейменову предвзято. Делал свою работу так, как велела ему его профессиональная совесть...
Брат!
Профессиональная? Судья Кайрат Темирханов, рассматривавший обжалование действий капитана полиции, установил, что действия полицейского были незаконными.
В момент ДТП уже светало, и фонари от АЗС и столбов достаточно освещали округу. То есть было довольно светло. А это означает, что Сулейменов ни фонариком, ни флажками сигнализировать водителям не был обязан. Зря полицейский обвинил Сулейменова и в том, что он гнал животных вне специально отведенного места. Нет в Карабалыке специального места в принципе, в черте поселка нигде не установлено специальных знаков, запрещающих или разрешающих перегон скота. Кроме того, общеизвестно, что именно на этом пересечении полевой дороги от микрорайона «Северный» и улицы Гагарина жители Карабалыка традиционно вот уже много лет гонят скот в табун к реке.
А ко всему прочему, детально разбирая схему ДТП, суд установил, что произошло оно ровно на середине дороги. Помятая же правая сторона автомобиля говорит лишь об одном – машина практически целиком находилась в сей момент на встречной полосе. Почему она там оказалась? Вразумительного ответа на этот счет водитель не дал. В связи со всеми этими обстоятельствами суд пришел к выводу, что Ибраев на самом деле прекрасно видел и дорогу, и переходящий ее скот. А поэтому должен был принять меры: снизить скорость, притормозить, а если потребуется – и остановить автомобиль. То бишь погонщик скота ПДД не нарушал. Ну а коли так, то и действия полицейского суд посчитал незаконными. И отменил вынесенное им постановление о наложении административного взыскания на Фазулкана Сулейменова.
Как теперь будут разбираться в истории ее участники, кто кому заплатит или не заплатит – пока неясно. Марат Ибраев, выступавший на суде в качестве третьего лица, собирается добиться его пересмотра в порядке судебного надзора по прокурорскому протесту. Якобы только для доказательства собственной правоты, а не для того, чтобы взыскать что-то с Сулейменова. Тот в подобном благородстве не уверен...
А вот интересно, что было бы, если б полицейский Жанибек Мусаев в данной ситуации действовал бы иначе? Поднялась бы эта буря в стакане воды? Думаю, вряд ли...